Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N10 / 2002

О культуре работы с документами, которую мы потеряли

Интервью с Борисом Владимировичем Альбрехтом,

заместителем начальника Управления комплектования ведомственных архивов
и делопроизводства Федеральной архивной службы России

Борис Владимирович! В последнее время в специализированных средствах массовой информации все больше внимания уделяется вопросу документационного обеспечения управления. Говорят, что в Федеральной архивной службе России  разработан проект федерального закона «О документационном обеспечении управленческой деятельности». О чем говорится в этом законопроекте и какие вопросы он призван решить?

— Желание облечь требования к документационному обеспечению управления в форму федерального закона появилось еще в период советской власти. На подготовку проекта ушло много времени и сил специалистов Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела Росархива (ВНИИДАД), Института государства и права Российской академии наук, Федеральной архивной службы России и других заинтересованных органов. В чем его идея? Как ни странно, в нашей стране до сих пор нет ни одного законодательного акта, который бы регулировал вопросы обеспечения правовых условий для документационного обеспечения управленческой деятельности. Требования к составлению и оформлению управленческих документов по большей части сосредоточены в актах «второго уровня» — в постановлениях, приказах, инструкциях различных министерств и ведомств, государственных и отраслевых стандартах, а также в методических документах Росархива. По большей части они носят нормативно-методический характер, а следовательно, не обеспечивают создания единой правовой базы организации работы с документами, и главное, не устанавливают ответственность за несоблюдение требований по составлению документов, оформляющих деловые взаимоотношения юридических лиц.

Мировая практика говорит о том, что все средства документооборота, включая электронные, требуют строгой регламентации: определения их видов, порядка обращения, правил придания им юридической силы и т.д.

Целью данного законопроекта является обеспечение правовых условий для документационного обеспечения управленческой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. В нем присутствуют такие разделы, как «Правовые основы документирования», «Формирование документального фонда и основные требования к обеспечению управленческой деятельности», «Организация документационного обеспечения управленческой деятельности», «Основные требования к применению электронных технологий в документационном обеспечении управленческой деятельности», «Ответственность за нарушение закона».

Где сейчас находится этот законопроект?

— Последний вариант проекта федерального закона «О документационном обеспечении управленческой деятельности» был рассмотрен межведомственной комиссией. В начале августа он был передан в Институт государства и права РАН. Прежде чем представить его в Государственную Думу РФ, нам еще нужно получить результаты правовой экспертизы, и, если потребуется, внести кое-какие изменения.

Первоочередной задачей для Росархива является принятие федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации». Действующие на настоящий момент Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, принятые в 1993 году, носят во многом общий характер и не отвечают требованиям существующих правовых взаимоотношений. Они устанавливают правовой режим только части документов — документов, передаваемых на архивное хранение. Но ведь в архивный фонд попадают не все документы, а только прошедшие специальную экспертизу. Это примерно 1/20 часть от всего документооборота. Многие документы, например по регистрации юридических лиц, хранятся только до тех пор, пока работает организация. В стране огромное количество документов, которые не подпадают под действие Основ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах. Поэтому, нам требуется такой закон об архивном деле, который бы регулировал все вопросы архивного строительства и хранения документов в любой компании, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.

Новый федеральный закон об архивном деле — это только идея или проект уже разработан?

— Проект уж готов. Он разрабатывался по заданию Правительства РФ и уже прошел рецензирование в субъектах Российской Федерации. В данный момент он находится в министерствах и ведомствах. Сейчас наша задача собрать все высказанные по нему предложения и замечания, тщательно их изучить и осуществить необходимое редактирование. В Государственную Думу РФ проект федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» будет вносить Правительство РФ. Несмотря на то, что он был разработан в установленные Правительством РФ сроки, мы все же отдаем себе отчет, что его принятие следует ожидать только к 2004 году.

Достаточно ли будет принятия этих двух федеральных законов для регулирования документооборота в стране?

— Скорее всего, нет. В планах, помимо федеральных законов «О документационном обеспечении управленческой деятельности» и «Об архивном деле в Российской Федерации», стоят и другие. Это федеральные законы, которые необходимы для реализации положений федерального закона «О документационном обеспечении управленческой деятельности», например — «Об электронном документе». Сейчас уже принят и действует Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи». Но, по-настоящему работать он начнет тогда, когда будет принят весь пакет законов о документации и документообороте.

Какой федеральный орган исполнительной власти в настоящее время отвечает за вопросы документирования информации?

— Еще в 80-х годах прошлого столетия нашими крупными учеными и специалистами по делопроизводству тогда еще Московского государственного историко-архивного института и Всесоюзного научно-исследовательского института документоведения и архивного дела — Т.В. Кузнецовой, Я.И. Лившицом, В.М. Цикуриным, Г.К.Митяевым — был поднят вопрос о создании специального органа, который бы занимался вопросами документационного обеспечения управления на уровне государственной власти, а не научных институтов. Необходимость государственного органа, который бы обеспечивал нормативно-правовое регулирование документационного обеспечения и контролировал выполнение установленных требований «сверху донизу» не оспаривалась. Однако в тот период, подобный орган управления создан не был. Последовавшие события конца 80 начала 90-х годов XX века отодвинули эту проблему на второй план. Перестройка системы управления, многочисленные реорганизации аппарата, отток квалифицированных кадров — все это негативно сказалось на организации документационного обеспечения управления.

За десять лет мы потеряли культуру работы с документами.

Вся страна?

— Да, вся страна, начиная с федеральных органов исполнительной власти и заканчивая предприятиями. Для работы с информацией требуется не только профессионализм, но и культура управления. Да, да — именно культура управления. Поступление документа, его прохождение (от визы руководителя до исполнителя), контроль за исполнением (запрос, получение ответа), хранение — все это составные части культуры управления. И именно они во многом были утеряны. Утверждение о том, что сегодня это никому не нужно, является ничем иным, как управленческим нигилизмом. Ведь управление в целом как государственное, так и корпоративное, требует стабильности и единообразия. Давайте представим себе автомобиль, который каждый раз трогается с разных скоростей — и мотор будет испытывать повышенную нагрузку, и коробка передач проживет недолго. Но ведь работу системы управления обеспечивают не механизмы, а живые люди!

Расхожее представление, что все это устарело, а проблемы работы с документами можно решить с помощью электронных средств — просто элементарное незнание законов организации управления.

Где можно научиться работать с документами? Я имею в виду не курсы и семинары, а учреждения высшего и среднего профессионального образования.

— С 30-х годов прошлого века подготовкой специалистов в сфере делопроизводства занимался Московский государственный историко-архивный институт. Кроме того, специалистов по делопроизводству средней квалификации готовили в техникумах и училищах.

А сейчас эти образовательные учреждения существуют?

— Сегодня все понимают, что без грамотного и правильного ведения документации невозможно построить систему управления предприятием. Сейчас кадры для работы в архивах и делопроизводственных службах готовят Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета и другие высшие, а также средние специальные учебные заведения. Многие лицеи и колледжи ввели курс делопроизводства. Ведь сегодня главная задача заключается не в подготовке сугубо делопроизводителей. Знать основы документационного обеспечения управления должен любой специалист: инженер — для того, чтобы правильно составить техническую документацию, менеджер по персоналу — для того, чтобы оформить документы по кадрам и т.д.

Какие требования лежат в основе теории документационного обеспечения? Ведь сегодня, в одном образовательном учреждении курс делопроизводства читают по В.И. Андреевой, в другом — по М.В. Стенюкову, в третьем — по А.С. Красавину. Кому верить?

— Вы назвали лучших специалистов в теории документоведения и делопроизводства. Но курсы этих авторов просто не могут принципиально отличаться, так как в их основе ГОСТы, Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ).

Давайте поговорим о ГОСТах. Какие государственные стандарты в настоящий момент устанавливают требования к оформлению и хранению документов?

— Первый ГОСТ по делопроизводству появился в нашей стране еще в 1972 году. Он был разработан ВНИИДАД и определял форму документации, затем еще ряд.

Почему был отменен ГОСТ 6.30-97 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»?

— Отмена этого ГОСТа — это правовая коллизия. ГОСТ 6.30-97 работал четыре года и работал хорошо. На его основании система организационно-распорядительной документации как государственных органов, так и негосударственных организаций, начала приходить в нормальное состояние. Единственной ошибкой было то, что Госстандарт России не зарегистрировал свой приказ от 31.07.1997 № 273 в Минюсте России. Поэтому ничего не оставалось, как отменить ГОСТ 6.30-97. В июле состоялось совещание в Госстандарте России по новой редакции ГОСТа. Она была одобрена всеми, и сейчас мы в установленном порядке отправляем совместный документ за подписью заместителя руководителя Госстандарта России для регистрации в Минюсте России.

Чем же до регистрации этого ГОСТа в Минюсте России руководствоваться кадровикам при оформлении документов?

— В настоящее время мы разрабатываем обширную программу по документационному обеспечению управления. Первым идет федеральный закон «Об архив-ном деле в Российской Федерации», о котором мы уже говорили, вторым — новый ГОСТ, третьей — новая Государственная система документационного обеспечения управления, которая заменит ГСДОУ 1988 года. Как раз последняя будет основой для разработки инструкций по делопроизводству, в том числе и по кадровому, во всех организациях. До регистрации новой редакции ГОСТа — «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», — можно руководствоваться Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной Приказом Росархива от 27.11.2000 № 68 и введенной в действие в 2001 году, которая основывается на положениях ГОСТа 6.30-97.

За разработку и введение этих документов должен отвечать какой-то орган. В данном случае имеется в виду Федеральная архивная служба России. А есть ли у нее соответствующие полномочия?

— В советские времена Главное архивное управление СССР имело достаточно возможностей для решения этих вопросов на союзном уровне. Существовали специализированные отделы делопроизводства и работы с архивами, которые занимались разработкой соответствующих документов. После распада Советского Союза разработка инструкций, стандартов по вопросам организации делопроизводства была закреплена за Федеральной архивной службой России. В настоящее время согласно Положению о Федеральной архивной службе России она имеет право: давать в пределах своей компетенции федеральным органам исполнительной власти и организациям обязательные для исполнения письменные указания по работе архивов и организации документов в делопроизводстве; согласовывать отраслевые стандарты, инструкции и учебные программы по вопросам архивного дела и организации документов в делопроизводстве, разрабатываемые федеральными органами государственной власти; разрабатывать и утверждать обязательные для исполнения нормативно-методические документы по архивному делу и организации документов в делопроизводстве.

В новых федеральных законах планируется уточнение этих полномочий?

— Да, конечно. В статье 14 проекта федерального закона «О документационном обеспечении управленческой деятельности» закреплено, что основными задачами уполномоченного федерального органа исполнительной власти по регулированию документационного обеспечения управленческой деятельности являются: разработка государственных стандартов, нормативных и методических документов по вопросам документационного обеспечения управленческой деятельности; разработка единых требований к документам и документационным процессам; ведение нормативной базы документационного обеспечения управленческой деятельности; контроль за выполнением организациями требований законодательных и иных нормативных правовых актов по документационному обеспечению управленческой деятельности и требований федеральных органов исполнительной власти. Будет ли этим органом Федеральная архивная служба России говорить пока рано. В настоящее время наша главная задача — сохранить все, что есть.

А будет ли что хранить в перспективе, если не упорядочить требования к оформлению документов и организации документооборота сейчас?

— Совершенно верно! Если мы не установим законодательные требования к оформлению и обеспечению сохранности документов, то проблема документального наследия обострится. К сожалению, пока вопросы, относящиеся к ведению Росархива, «разнесены» по многим нормативным правовым актам таким, как Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон «О бухгалтерском учете», отчасти Федеральный закон «об акционерных обществах» и т.д. Сейчас фактически формируется новая отрасль правовых отношений — «архивное и смежное право». Для того, чтобы упорядочить такие отношения, все эти акты нужно собрать воедино и разъяснить их нормы.

Второй проблемой является то, что все документы организации являются ее собственностью, которой она распоряжается по своему усмотрению. Часть документов находится в собственности государства и с ней легче всего — порядок передачи ее на хранение регламентирован Положением об Архивном фонде Российской Федерации. До введения частной собственности здания и сооружения никого не интересовали. Как только государство признало частную собственность, документы на недвижимость стали «золотой жилой». Что только с ними не пытались делать: продавать, приватизировать и т.д. Сейчас принят Земельный кодекс РФ и пакет федеральных законов о земле. Можете себе представить важность почвенных карт, карт истории полей, землеустройства? Это ведь ценнейшая информация о земле. Что будет, если эти документы отдать в частные руки? Ничего хорошего! Допустим, оборот этих документов мы сможем контролировать. Но с остальными документами не все так просто.

Получается, что заставить организацию передавать документы на хранение в государственные архивы нельзя?

— Мы не можем заставить частные организации вступать в отношения с государственными архивами против их воли. В основе наших взаимоотношений лежит договор, заключаемый по инициативе юридического лица. На его основании сотрудники государственного архива с согласия руководства организации приходят, делают опись и экспертизу документов, составляют акт о передаче документов в архив государства и принимают их на хранение. В числе условий договора могут предусматриваться консультационные услуги по постановке делопроизводства и документооборота.

Но почему нельзя обязать организации передавать хоть какие-то документы на хранение в государственные и муниципальные архивы?

— Потому, что документы являются их собственностью.

Но к некоторым видам имущества, которое может находиться в собственности, государством предъявляется ряд требований. Например, независимо от того, находится ли квартира в собственности человека, он обязан соблюдать правила пользования жилыми помещениями. Разве не целесообразно разработать правила составления и оборота отдельных документов?

— Вы повторяете нашу позицию. Мы также задаемся вопросом, почему нельзя ввести определенные ограничения для отдельных видов документов, в том числе и документов по личному составу. Пока не будет установлена ответственность за несоблюдение правил их хранения, нет никакого шанса навести порядок с документационным обеспечением управления.

Давайте попытаемся нарисовать схему действий юридического лица, которое желает воспользоваться услугами государственного архива. Итак, в организации создан первый документ. Куда ей обращаться, чтобы обеспечить его хранение?

— Уполномоченный работник юридического лица приходит в соответствующий архив — это может быть архив субъекта Российской Федерации или муниципальный архив района — и подает заявление, в котором излагается просьба об оказании помощи в организации работы с документами и о хранении документов. Там ему предложат заключить соответствующий договор. Почему-то отношение к государственным архивам зачастую базируется на стереотипе, что придут его сотрудники и все заберут. Конечно же это не так. Документы — это ведь собственность организации, и изъять мы ее не можем. Если организация не хочет передавать какие-то документы на хранение в государственный архив, в договоре можно сделать следующую оговорку: «настоящий договор не распространяется на документы, представляющие коммерческую тайну». Могу сказать, что из общего числа организаций, хранящих у нас документы (а их около 125 тыс.), всего лишь 28—32% — негосударственные организации.

К сожалению, большинство компаний считает лишним подписать с нами договор, так как он наложит на них определенные обязательства. Если документы негосударственных организаций включены в состав Архивного фонда и взяты на учет соответствующими федеральными архивами, то владельцы документов должны информировать государственный архив обо всех изменениях в судьбе документов (перемене их местонахождения, владельца и т.д.), а также не могут уничтожить их.

Других обязательств по договору нет?

— Нет!

Ну хорошо, организация создана, она проработала пару лет, и за это время у нее накопились документы. Вменяется ли ей в обязанность передача хоть каких-то документов на хранение в государственные архивы?

— Нет такого закона, который бы обязывал сдавать в государственный архив документы, являющиеся частной собственностью организации. Отдельными нормативными правовыми актами установлена обязанность хранить отдельные документы (бухгалтерские, налоговые и т.д.) в течение определенного времени в архиве организации, но не в государственном архиве.

Для хранения личных дел установлен срок 75 лет? В течение этого времени они должны находиться в организации. А дальше?

— С личными делами, с одной стороны, все проще, а с другой — сложнее. Есть специальный документ — распоряжение Правительства РФ от 23.04.1992 № 781-р «Об обеспечении сохранности документов по личному составу», согласно которому в случае ликвидации организации и отсутствия правопреемника государственные и муниципальные архивы принимают на хранение документы по личному составу. Росархив выступил еще в начале 90-х годов прошлого века с инициативой о создании сети специализированных архивов по всей стране для хранения документов по личному составу.

Мы выступили с инициативой создать отдельный архив по личному составу, в который будут передаваться все документы ликвидированных организаций. Сейчас 28 таких архивов создано на уровне субъектов Российской Федерации и более 500 на уровне районов. В настоящее время мы решаем вопрос о создании такого архива на федеральном уровне.

Может ли организация быть привлечена к ответственности за утерю документов по личному составу?

— В данном случае ответственность может быть только за нарушение статьи 24 Конституции РФ, да и то сомнительно. Соответствующие нормы есть в Трудовом кодексе РФ, согласно которому работодатель обязан выдать работнику при его увольнении ряд документов. Если он не будет хранить эти документы, значит не сможет выполнить требования Кодекса.

Но в Трудовом кодексе РФ перечислена лишь незначительная часть документов по личному составу. Кроме того его нормами устанавливается обязанность выдать эти документы работнику только при увольнении. Об обязанности хранить их, а также предоставлять их спустя некоторое время нет ни слова. Как быть?

— Здесь и проявляются недостатки нашего законодательства. Документы по личному составу должны храниться 75 лет. В течение такого же срока организации обязаны хранить личные дела. Для отдельных категорий работников вообще предусмотрено постоянное хранение личных дел. Эти сроки определены Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием срока хранения. Но Перечень относится скорее к нормативно-методическим, а не к нормативным правовым документам, а следовательно, привлечь организацию за его несоблюдение весьма проблематично. Конечно, есть Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Однако они не предусматривают, что за несоблюдение требований по хранению документов по личному составу организация и ее должностные лица могут быть привлечены к ответственности.

Но в новом Кодексе РФ об административных правонарушениях есть статья 13.20, предусматривающая ответственность за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования документов. Как Федеральная архивная служба России будет применять ее нормы?

— Статьей 13.20 КоАП РФ установлены административные санкции за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования документов в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан и на должностных лиц. Дела об этих правонарушениях рассматриваются не Федеральной архивной службой России, а мировыми судьями. Все, что могут сделать наши сотрудники, да и то, только отдельные должностные лица, — это составить протокол об административном правонарушении и передать его в установленном порядке в суд. Меры, предусмотренные статьей 13.20 КоАП РФ, должны способствовать совершенствованию контроля за состоянием хранения документов Архивного фонда Российской Федерации, их отбора и передачи в государственные архивы, а также соблюдению правил работы архивов, в том числе в части их взаимоотношений с пользователями архивных фондов.

А как сотрудники Росархива будут проводить проверки? Возможно ли, чтобы они пришли в организацию и попросили предъявить необходимые документы?

— Механизм проведения проверок обеспечения сохранности документов, их учета у архивистов существует давно и хорошо отработан. Другое дело, что у нас еще не решен вопрос правового оформления зафиксированных нарушений в соответствии с новым КоАП РФ.

Каким образом статья 13.20 КоАП РФ распространяется на должностное лицо — понятно. А на гражданина?

— Например, человек уволился, но у него остался документ. Если этот документ будет утерян или уничтожен по его вине, может быть применена статья 13.20 КоАП РФ.

Если бывший работник обратится в организацию за каким-то документом из его личного дела лет через пять после увольнения и окажется, что не только этого документа, но и самого личного дела нет, может ли он обратиться в суд?

— Может. Но только чего он добьется? Документ ему уже не восстановить. Более того, работника, ответственного за хранение личных дел, даже нельзя будет привлечь к административной ответственности по статье 13.20 КоАП РФ, так как срок к тому времени уже истечет.

Собирается ли Росархив решать вопрос упорядочения кадрового делопроизводства?

— Нельзя исходить из того, что это задача Федеральной архивной службы России. Конечно, нас волнует этот вопрос, но инициатива по упорядочению правил ведения и хранения документации по кадрам должна исходить от Минтруда России. Мы не раз предлагали ему совместно поработать над созданием нормативного правового акта, который бы регламентировал вопросы кадрового делопроизводства. Например, ВНИИДАД разработал «Комплекс нормативно-методических документов по документированию кадровой работы в управленческих структурах различных форм собственности».

Какие из ныне действующих нормативных правовых и нормативно-методических документов распространяются на кадровые службы организации?

— Все те, о которых мы с вами говорили. Надеюсь, в будущем перечень этих документов пополнится и можно будет говорить о том, что в России создана надлежащая нормативно-правовая база по ведению документов по личному составу.

Кстати, а какие документы Росархив относит к документам по личному составу?

— Документы, в которых определяются социально-трудовые права работников: от трудового договора до личных карточек. Всего порядка сорока видов документов.

Чем руководствовался Росархив, определяя состав личного дела в Перечне типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием срока хранения?

— Да, мы, собственно, и не определяли его.

Ну как же? Читаем в Перечне: «личные дела (заявления, автобиографии, копии приказов и выписки из них, копии личных документов, характеристики, листки по учету кадров, анкеты, аттестационные листы и др.)». Все, что в скобках относится к личному делу. Именно этим документом кадровики руководствуются при определении состава личного дела. Вопрос в том, какие документы понимаются под «др.»?

— В данном случае мы исходили из того, что в личном деле должны быть документы, которые четко фиксируют трудовой статус работника: в каких организациях работал, какие трудовые функции выполнял, какую получал заработную плату и т.д. Почему «др.»? Дело в том, что есть масса исключений и дополнений, которые могут отражать специфику производства. Бывает, что при различных перемещениях работника «выпадают» некоторые сведения, например, о вредных условиях труда. Чтобы такие сведения не терялись их вносят в личное дело.

Еще один вопрос. Работник пришел устраиваться на работу. Кадровик проверяет его трудовую книжку и оказывается, что по предыдущему месту работы не отражены определенные сведения. Естественно, он направляет работника к предыдущему работодателю. А его уже нет — ликвидирован без правопреемства. Что делать работнику?

— Обращаться в государственный или муниципальный архив. Если документы по личному составу были переданы нам на хранение — мы поможем человеку. Вот последний пример: к нам обратился человек, который 10 лет проработал на строительстве Байкало-Амурской магистрали. Как известно, после окончания строительства все организации, участвовавшие в «стройке века», были ликвидированы. Но документы по личному составу всех строительных организаций по указанию Госстроя СССР под контролем Росархива были переданы на хранение в соответствующие государственные архивы по линии БАМ (от Иркутска до Хабаровска). Поэтому мы в данном случае без проблем дадим ответ на данный запрос.

Но ведь мы уже говорили, что законодательство не вменяет в обязанность организациям передачу документов на хранение? Может же быть и так, что документы не переданы?

— Может. Но мы также говорили о распоряжении Правительства РФ от 23.04.1992 № 781-р «Об обеспечении сохранности документов по личному составу», согласно которому документы по личному составу в случае ликвидации организации и отсутствия правопреемника независимо от форм собственности принимают на хранение государственные и муниципальные архивы. Мы просто обязаны принять на хранение документы по личному составу любой организации. Вопрос в том, желает ли организация сдать их.

Последний вопрос. Может ли кадровая служба сама обратиться в архив-ные учреждения, например, за получением сведений о работнике, необходимых для подготовки документов для назначения пенсий?

— Конечно, мы будем по мере возможности помогать кадровым службам и, прежде всего, в определении местонахождения документов по личному составу, в разъяснении правил хранения и оформления кадровых документов. Что касается вопросов непосредственного заполнения документов по кадрам, то это в нашу компетенцию не входит.

Мы все делаем одно общее большое дело. Работа с документами по личному составу — важнейший аспект деятельности архивов и, конечно, архивисты будут делиться своими знаниями и опытом в решении общих проблем. Поэтому, ваши читатели — кадровики — могут обращаться к нам с вопросами, а мы, в свою очередь, постараемся на них ответить.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».