Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N11 / 2002

Инженер, магистр, гибридный или профит-менеджер: кого приемлет XXI век?

Сердюк В.А.,

консультант по управлению персоналом

Такие симпатичные слова «менеджмент» и «менеджер»

За последнее десятилетие термины «менеджер» и «менеджмент» практически вытеснили более знакомые нам, россиянам, «управленец» и «управление». Смысл новых терминов не совсем адекватен, и огульное их употребление может привести к путанице, к непониманию и нечеткости в работе.

«Менеджмент» — менее универсальный термин по сравнению с привычным для нас словом «управление», и он не охватывает такие сферы, как государственное управление, администрирование, контроль, поскольку для этого в английском языке применяются обозначения «goverment», «administration», «control».

Итак, под менеджментом понимается управление предприятием, персоналом, производственными процессами в масштабах юридического лица или какого-то конкретного проекта. Следует также иметь в виду, что и «управление», и «менеджмент» по своему содержанию относятся к категории «размытых», не поддающихся точному определению понятий. К сказанному следует добавить, что менеджмент представляет собой рациональное управление современным производством, тесно связанное с улучшением его организации на основе постоянного внедрения новых принципов, форм, структур и методов.

Главным действующим лицом в этом процессе является менеджер — специалист по управлению производством и обращением продукции, работающий по найму. Он организует работу компании и руководит деятельностью различных групп сотрудников; является должностным лицом компании и входит в средний или высший руководящий состав.

Работа менеджера не укладывается в какую-то одну плоскость и требует от индивида обладания широким кругом навыков и умений, которые можно объединить в три категории:

  1. Концептуальные навыки и умения. К их числу относится мышление менеджера, его умение обрабатывать поступающую информацию и способность осуществлять планирование, стратегически мыслить, разрабатывать долгосрочные перспективы организации.
  2. Навыки работы с персоналом. Под ними понимаются способности менеджера к работе с людьми, а также умение эффективно взаимодействовать в команде. Проявляется это во взаимоотношениях с сотрудниками, в умении их мотивировать, в содействии эффективной координации их деятельности.
  3. Технические навыки и умения. К ним относятся специальные знания и способности, необходимые для выполнения рабочих задач, т.е. навыки использования методов, технологий и оборудования, необходимых при выполнении конкретных функций, таких, как исследования и разработки, производство товаров и услуг или решение вопросов финансирования. Владение техническими навыками предполагает наличие у менеджера профессиональных знаний, аналитических способностей и умения правильно применять инструментальные или иные средства для разрешения проблем в конкретной области.

Степень их значимости зависит от положения менеджера на служебной лестнице. Однако эффективный руководитель должен обладать всеми перечисленными навыками.

Признавая менеджмент, как нововведение для России, необходимо понять и его роль в иерархии управления производством, поскольку вопросы руководства или лидерства (в данном случае — это синонимы) являются важнейшей проблемой современного бизнеса. Поэтому рассмотрим различия, имеющиеся между понятиями руководство (лидерство) и управление (менеджмент). В этой связи следует сказать, что и лидерство, и менеджмент одинаково важны для организации бизнеса. Право управлять вытекает из самой организационной структуры и содействует стабильности, порядку и решению проблем внутри этой структуры. Право же лидерства происходит из таких личных качеств индивидов, как заинтересованность, цели и ценности, и способствует развитию перспектив, созиданию и переменам в организации. Приведем качества, присущие лидерам и менеджерам (таблица 1):

Таблица 1

 

Характерные черты лидера и менеджера

Лидер

Менеджер

Душа Разум
Мечтательность Рациональность
Творчество Склонность давать советы
Гибкость Настойчивость
Умение вдохновлять людей Умение решать проблемы
Новаторство Трезвость мышления
Решительность Аналитический склад ума, структурный подход
Воображение Осторожность
Склонность к экспериментам Властность
Инициатива в осуществлении перемен Умение стабилизировать ситуацию
Обладание личной властью Обладание должностными полномочиями

Как стать эффективным менеджером?

Попробуем разобраться и ответить на вопрос, каким образом формируется менеджер с приведенными выше характеристиками, с какого момента начинается становление его как личности и как специалиста, дееспособного в любой сфере экономики, включая работу с персоналом, информационными технологиями, банками знаний в современных «виртуальных» корпорациях? Ответы постараемся найти в примерах обучения будущих менеджеров в зарубежных странах, поскольку отечественного опыта в этом вопросе пока еще очень мало.

В этой связи проанализируем программу подготовки менеджеров в немецком Университете прикладных наук, расположенном в г. Розенгейме (Германия).

Анализ программы подготовки магистров, длящейся полтора года, показывает, что выпускаемые университетом специалисты почти полностью соответствуют тому уровню знаний и практических навыков, которые позволяют осуществлять менеджмент производства товаров и услуг в соответствии с требованиями рынка. Ряд специальных дисциплин дает возможность такому специалисту использовать новейшие разработки в процессе реализации менеджмента. Например, по курсу «прикладная инженерная электроника и информационные технологии» в течение 3-х семестров (1,5 года) изучается 27 дисциплин. Кроме профильных предметов, таких, как математика и электроника, прослушиваются специализированные курсы по автоматизации и коммуникации, хозяйственной экономике, маркетингу, организации производства и информационной экономике, экономике персонала, налогам и т.д. Анализ показывает, что в программу подготовки включены дисциплины, которые не только дают менеджеру знания по действующему производству, позволяют ему использовать на практике достижения в области инфокоммуникационных технологий. К ним относятся: программирование на языке Java, моделирование предприятия по программе ARIS 5-E, работа с программным обеспечением ERP-систем (SAP R/3), Web-дизайн (HTML, JavaScript) и др.

Рис. 1 Схема программного курса: «магистр административного менеджмента и инжиниринга»[1] (см. в журнале)

Примеры постановки задач перед будущими менеджерами в процессе изучения важнейших предметов и достигаемых при этом целей отражены в таблице 2.

Таблица 2

Задачи и конечные цели обучения по курсу «Управление бизнесом и его инжиниринг»[2]

Изучаемый предмет

Задачи обучения

Конечная цель обучения

Основы экономики предприятия

Изучение экономики предприятия, как одной из главных учебных дисциплин.

Ознакомление с теориями и концепциями известных экономистов и их анализ.

Использование теорий в качестве основополагающих при реализации менеджмента в экономике.

Базовые концепции экономики предприятия

Экономика и бизнес в современных условиях.

Организация предприятия, предпринимательская деятельность.

Знание методов управления и контроля за работой персонала.

Маркетинг

Основные концепции маркетинга Получение знаний в области спроса и предложения, способов регулирования ситуации на рынке.

Инструменты маркетинга

Значение маркетинга для общества.

Умение осуществлять маркетинг, пользоваться инструментами маркетинга, планировать маркетинг.

Управление персоналом

Концепции управления персоналом.

Знание важнейших качеств, необходимых для управления персоналом, важнейших психологических характеристик.

Изучение практики управления персоналом.

Разработка новых концепций управления персоналом.

Развитие способностей управления персоналом, изучения персональных качеств человека.

Лидерство

Получение знаний о важности социализации общества на современном предприятии.

Концепции развития компаний.

Понимание лидерства как важного элемента развития современного предприятия.

Использование лидерства на современном предприятии, этика лидерства.

Организация предприятия

Понимание организации как важного элемента современного предприятия.

Развитие предпринимательских способностей.

Изучение теоретических и практических концепций современного менеджмента и предпринимательства.

Развитие организаторских способностей и использование их на практике.

Способность к организации менеджмента.

Управление предприятием, менеджмент

Обзор современных теорий управления предприятиями, виды предпринимательства и их значение в экономике

Развитие способности моделирования предприятий, использования современных концепций менеджмента на практике

Программа подготовки менеджеров включает также практику на первом и втором году обучения. Во время ее прохождения студенты участвуют в производственном процессе, в управлении предприятием. Таким образом, за двухлетний период формируется менеджер, способный не только управлять технологическим циклом производства товаров и услуг, но и организовать их производство и реализацию, начиная с нулевого цикла.

Влияние информационных технологий на современного менеджера

Современный менеджер решает стоящие перед ним задачи в условиях всепроникающего воздействия информационных технологий. Поэтому первоначально рассмотрим те изменения, которые произошли под их влиянием.

I. Какое воздействие оказывают информационные технологии на организационные структуры рынка?

Информационные технологии привели к драматическому изменению «ландшафта» бизнеса. Стратегия предпринимательства была модифицирована в сторону развития электронной коммерции, для которой такие факторы, как время и расстояние, потеряли смысл. В результате усовершенствования организационной культуры появился надежный и свободный доступ к информации; создана реальная возможность функционирования бизнеса в виде виртуальных команд, виртуальных предприятий и промышленных кластеров, осуществляющих деятельность в глобальном масштабе [3] [4] ; обеспечена информационная поддержка менеджменту при принятии решений по ведению многих производственных процессов. Были сформированы совершенно новые виды рабочих мест — виртуальные рабочие места (virtual work place), позволяющее менеджеру в режиме удаленного доступа, через сеть Интернет, осуществлять деятельность, как в надомных, так и в мобильных условиях.

II. Каким стал менеджмент в век информационных преобразований?

Информационные технологии быстро проникли в сферу, где имели место неструктурированные процессы менеджмента и где использовались традиционные методы ведения бизнеса. Они обеспечили более эффективные пути доступа к информации из многих источников, включающих внешние базы данных и ресурсы Интернета. Можно отыскать лишь несколько офисов, где не применяется персональный компьютер. Во многих видах трудовой деятельности интенсивно используется информация; знания, полученные с помощью информационных баз данных, являются сердцевиной того или иного проекта. Являясь высокоэффективной, информация требует не только традиционного опыта организации работы, но и знаний о том, как лучше использовать энергию информационных технологий для проведения исследований различных ресурсов, получения доступа к различного рода сведениям, определения способов связи с экспертами, коммуникации идей и результатов. В настоящее время стало ясно, что все это могут «концентрировать» в себе специалисты, которые одинаково компетентны и в специальных дисциплинах, и в области информационных технологий. С одной стороны, для такого рода менеджера главной является его профессиональная составляющая. Однако не менее важным является его умение использовать инфокоммуникационные технологии в своей деятельности. Например, организуя малое предприятие типа «телецентр», «телекоттедж», корпоративный портал или центр коллективного пользования программным обеспечением он, в первую очередь, реализует один из Интернет-проектов. Поэтому охарактеризуем более подробно эту новую сторону работы менеджера.

Высокий уровень профессионализма менеджера является обязательным условием для реализации любого Интернет-проекта. Критерии такого профессионализма еще только начинают определяться, но уже сейчас ясно, что специалист здесь должен обладать знаниями по основам современных Интернет-технологий (протоколы, языки, аппаратная часть). Менеджер любого Интернет-проекта должен выступать в качестве постановщика задач для непосредственных исполнителей-программистов, дизайнеров, специалиста по анализу рынка и т.д. Кроме того, он является доверенным лицом руководителя компании, поскольку ему передаются все рычаги по управлению проектами, в том числе и доступ к аккаунтам баннерных систем и сайтов. Уровень доверия к такому менеджеру играет очень большую роль. Все это ставит менеджера Интернет-проекта в разряд руководителей среднего звена.

III. Гибридный менеджер или ПРОФИТ-менеджер?

Термин «гибридный» первоначально был введен П. Кином в 1980 г.; в практический обиход его ввел его М. Эрл[5]. Смысл его состоит в следующем: «Гибридный менеджер — это персона, обладающая и техническими, и адекватными знаниями в области бизнеса (т.е. гибридными знаниями), способная работать в потребительской сфере, формировать технологические циклы производственных процессов, а также разрабатывать и внедрять в производство информационные технологии»[6].

Британское Компьютерное Общество (BCS — British Computer Society) в 1990 году сообщило о запуске программы по подготовке так называемых «гибридных менеджеров», и уже в 1995 году было выпущено 10000 таких специалистов[7]. В перечень программных задач вошли:

  • повышение уровня компетентности в области менеджмента;
  • проведение исследований в сфере деятельности гибридных менеджеров и их роль в экономике;
  • обучение искусству менеджмента;
  • обучение организационной политике.

Кроме того, ставилась задача, чтобы гибридный менеджер обладал качествами лидера и импресарио, которые довольно редко обнаруживаются у практикующих менеджеров.

К перечню причин, побудивших инициировать программу «гибридный менеджер», причисляют следующие факты:

  • лишь 11% всех организаций успешно внедряют информационные технологии;
  • 30% всех проектируемых информационных систем не нашли себе пользователей;
  • свыше 40% спроектированных информационных систем остались недоукомплектованными в установленные сроки и были недофинансированы из бюджета или из спонсорских источников;
  • лишь 27% всех главных администраторов департаментов информации такой страны, как Великобритания, могут похвастаться тем, что разработанные информационные технологии успешно внедрены в производство и показали свою эффективность.

Все это заставило топ-менеджеров по информационным системам провести выверку необходимости внедрения в бизнес-процесс информационных систем, определить фактическую выгоду от применения информационных технологий, выявить недоработки и определить задачи по совершенствованию взаимосвязей в комплексе «информационные системы — технологический цикл производства», идентифицировать конкурентоспособность бизнес-процессов после внедрения информационных технологий.

Были сформулированы задачи по обучению «гибридных менеджеров», смысл которых заключался в следующем:

  • формирование у студентов высокого уровня компетентности о потенциале информационных технологий в бизнес-процессах;
  • организация специальных курсов по обучению профессионалов бизнеса высокоэффективным информационным технологиям;
  • организация обучения методам использования информационных технологий там, где этого реально требует бизнес-процесс.

Было также установлено, что успешная деятельность гибридного менеджера требует приобретения специальных навыков, таких как, коммуникабельность, способность вести переговоры, создавать команду и мотивировать работников. Кроме того, гибридный менеджер должен обладать различными способами и методами воздействия на того, кого он обучает тонкостям информационных технологий. Типичный IT-менеджер характеризуется очень малым уровнем социального восприятия в обществе. Его карьера носит анкерный (якорный) характер. Менеджер как бы привязан к той или иной технологии. Гибридный же менеджер должен уметь управлять персоналом и иметь достаточный уровень духовных интересов и социального опыта общения. К характеристикам в этом плане относятся энергичность и энтузиазм, чувство перспективы, высокая степень коммуникабельности, способность работать в условиях широкого спектра концепций и их точной детализации, умение адаптироваться к достигнутому положению (если изменения не достигли соответствующего уровня, то он не должен терять надежду).

Появление гибридного менеджера является признаком тех изменений, с которыми встретятся организации в ближайшем будущем, причем это имеет отношение не только к западным странам, но и ко всему пост-советскому пространству. Информационные технологии существенно увеличивают возможности получения компаниями конкурентного преимущества, тем более, что турбулентность современного рынка требует от них умения управлять происходящими изменениями. Более того, информационные технологии должны «покинуть стены» информационных департаментов. Они должны стать интегрированной частью бизнес-процесса. В этой связи возникает вопрос: а достаточно ли роли гибридного менеджера для успешного внедрения и использования информационных технологий в бизнес-процессах? Положительный ответ может быть дан лишь в том случае, если специалисты различных направлений будут работать рука об руку по формированию стратегии бизнеса. Естественно, что в разрабатываемые перспективные проекты должны внести свою лепту социологи и бизнес-аналитики, пользователи информационных технологий и разработчики системных технологий. Большое значение будет иметь и получение будущими менеджерами знаний[8]  по таким дисциплинам, как:

  • организационная культура, позволяющая создавать соответствующий климат для проведения изменений бизнес-процессов;
  • лидерство информационных технологий в топ-менеджменте;
  • фокусирование менеджмента на человеческих ресурсах с планированием их карьеры в новых рыночных условиях;
  • эффективные методы работы с персоналом;
  • формирование нового взгляда на методологию взаимоотношений в команде, предусматривающего использование смягчающих форм взамен твердых установок, принятых в информационных технологиях;
  • способность создавать в рабочей среде такую благоприятную атмосферу, как, например, совместное творчество, содружество и т.д.

Интерес представляет тот факт, что термин «гибридный менеджер» не особо приветствуется. Так, специалисты, работающие в двух измерениях, назвали себя не только менеджерами, но и директорами информационных систем, бизнес-менеджерами, консультантами, специалистами по энергетике процесса, прагматиками, менеджерами будущего и т.п.

На мой взгляд, термин «гибридный» имеет несколько несовершенное значение. Взятый из биологии, он не полностью отражает реалии профессии менеджера. Поэтому хотелось бы взять на себя смелость сформулировать термин для отечест-венных специалистов. Будем исходить из того, что такой менеджер является профессионалом в избранной им специальности. Отсюда первая часть аббревиатуры может включать часть этого слова — «ПРОФИ». Другая половина должна отражать наличие знаний в области информационных технологий, т.е. сокращенно «ИТ». Полученная комбинация будет звучать более мягко — «ПРОФИТ» — слово, напоминающее профицит (с англ. — прибыль). В общем виде термин будет звучать «ПРОФИТ-Менеджер», а в сокращенном — «ПРОФИТ-М». Во всяком случае, это уже не какой-либо несовершенный и не прижившийся в своей нише «гибрид», а высокого уровня профессионал, способный одновременно функционировать в двух измерениях.

У читателя может возникнуть вопрос, а как же быть специалистам, которые во время своего обучения не прошли азбуку информационных технологий? Опять же, из зарубежного опыта можно видеть, что компании, заинтересованные в реализации новых форм рабочих мест, в появлении новых ПРОФИТ-Менеджеров, уже создали специальные курсы переподготовки специалистов. Так, например, Комитет по образованию Ирландии инициировал курсы, состоящие из двух стадий обучения[9] . В программе переподготовки первой стадии предусмотрены такие предметы, как подготовка отчетов о работе, разрешение трудовых споров, дисциплинарные процедуры, здравоохранение, вопросы безопасности, методы ведения переговорных процессов, искусство взаимоотношений в виртуальной команде, партнерство при использовании технологии виртуальных рабочих мест, юридическое обеспечение, вопросы социального равноправия, основы финансирования. На второй стадии проводится анализ новой функции менеджера, практики решения трудовых споров и дисциплинарных проблем, исследуется опыт в системе выплат по соцобеспечению; изучается практика обеспечения равноправия в группе партнерских компаний, платежеспособности и ликвидации угрозы насилия (рэкета) при ведении бизнеса, использующего инфокоммуникационные технологии; анализируется практика партнерских взаимоотношений, социальной и экономической политики, правового обеспечения трудовой деятельности, обеспечения безопасности труда, вопросов финансирования и социальных благ.

Освоение такой программы позволит ПРОФИТ-Менеджеру виртуальной команды, виртуального центра, виртуального предприятия и т.д. руководить деятельностью компании, ведущей бизнес с использованием информационных технологий.

1 Fachbereich Wirtschaftsingenieurwesen «Мaster of Вusiness Аdministration and Еngineering» (M.B.A. & Eng.). Der Fachbereich Wirtschaftsingenieurwesen der FHRo bietet seit dem Sommersemester 2002 einen Masterstudiengang: «Wirtschaftsingenieurwesen»  (http://www.bildungsserver.de/).

2http://www.berufswahl.de.

3 Сердюк В.А. От виртуальной реальности к виртуальному правительству: миф или реальность?. — Менеджмент в России и за рубежом, № 2, 2002.

4 Kinetic Workplace Consulting Group — integrates the fields of human resources, IT, and corporate real estate to create telework, hoteling, virtual officing, and alternative officing solutions (http://www.kineticworkplace.com).

5 M.J.Earl, D.J.Skyrme. Hybrid Managers: What should you do? — Computer Bulletin, Р.19—21 (May 1990).

6 M.J.Earl, D.J.Skyrme. Hybrid Managers: What do we know about them? — Journal of Information Systems, Vol 1., №. 2, P. 169—187 (1992).

7 David J. Skyrme/ ‘The Hybrid Manager’, Chapter 22 in Information Management: The Organizational Dimension, ed. Michael Earl, Oxford University Press, New York (1996).

8 David J. Skyrme and Debra M. Amidon. Knowledge Leadership, Chapter 3 in Creating the Knowledge-based Business, Business Intelligence (1997).

9 Communications Workers Union — representing those in the online, distribution, computers and communications sectors including teleworkers and the self employed (http://www.cwu.ie).

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».