Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N12 / 2002

Личность бизнес-тренера: взгляд «снаружи» и «изнутри»

О.С. Перминова,

психолог

Профессиональный тренер: кто он такой?

Концепция непрерывного обучения и постоянного профессионального роста начинает постепенно приживаться в условиях российского рынка. Ее основополагающие принципы заключаются в том, что руководство организации должно обладать достаточными знаниями и компетентностью для того, чтобы разработать реалистичную политику в области обучения персонала, нацеленную на успешное осуществление корпоративной стратегии. С позиции работника реализуется идея «взрослого», ответственного сотрудника, который убежден в том, что его карьера зависит только от него самого: он готов обучаться и не останавливаться в своем профессиональном росте. На практике же эта концепция, как и любая другая модель, безусловно, испытывает некоторые трудности и связана с большим сопротивлением изменениям.

В последнее время все чаще и чаще подготовка, обучение персонала ассоциируется с такими людьми, как «тренеры». Иногда это опытные сотрудники, обучающие новичка, иногда — руководитель, который сам в состоянии провести тренинг со своими подчиненными. Но чаще всего эту роль играет тот, кто с утра до вечера занимается обучением работников и называет себя «профессионалом».

Не до конца ясно, что же стоит за понятием «профессиональный тренер»? Кто такие профессиональные тренеры и как они реализуют себя в своей профессии?

В психологии существует ряд теоретических положений, описывающих профессиональную деятельность специалиста на разных этапах. В рамках данной статьи важным является понимание того, что профессионал создает свой образ в своей же деятельности. Часто работа является значимой областью приложения сил человека, а это, в свою очередь, приводит к формированию себя как профессионала, присвоению эталонов и образцов поведения, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.

Возвращаясь к профессии тренера, можно выделить такие важные факторы его профессионализма, как:

1) высокий уровень подготовки (содержание тренинга);

2) определенные личные качества (стиль ведения тренинга): терпение, устойчивость к неопределенности, последовательность и настойчивость в достижении цели в сочетании с гибкостью и креативностью.

Разными авторами выделяется ряд ошибок, которые может допустить тренер и которые могут отразиться на совокупном эффекте тренинга как для группы в целом, так и для каждого участника. Наиболее нежелательными являются следующие из них:

  • тенденция к манипулированию группой;
  • избыток интерпретаций происходящего со стороны тренера;
  • излишняя драматизация тренинга;
  • стремление ведущего использовать группу в своих интересах;
  • неконструктивные ограничения проявлений активности членов группы (ограничение свободы участников);
  • личностная невовлеченность, отстраненность тренера в групповом процессе;
  • жесткое следование одной стратегии;
  • наличие у тренера интенсивных неразрешенных им личных проблем.

Выявленные ошибки, прежде всего, необходимо учитывать самому тренеру, используя их как ресурсы для самосовершенствования, повышения качества свой работы. При отборе же тренера под обучение подспорьем руководителю может послужить выведенный профиль бизнес-тренера, усредненный образец того, каким обычно бывает человек, называющий себя «профессиональным бизнес-тренером».

Профиль бизнес-тренера

Несмотря на то, что профессия тренера новая и достаточно открытая для любого желающего, уже сейчас начинает складываться стереотип в представлении о бизнес-тренере, его человеческих, личностных особенностях.

Конечно специфика профессиональной деятельности ведущего группы такова, что здесь важную роль играют индивидуальные личностные особенности, энергетика тренера, его обаяние и артистичность, которые зачастую определяют эффект тренинга и его влияние на группу. Но, несмотря на это, можно выделить несколько общих особенностей, отличающих специалиста в этой области от любого другого.

По данным проведенных исследований может быть сформирован следующий профиль бизнес-тренера: это мужчина или женщина (гендерные особенности будут рассмотрены далее) 32—35 лет со стажем работы в области бизнес-тренингов приблизительно 4—5 лет. Большинство из тренеров совмещают свою профессиональную деятельность с другой, например, с консалтингом, оценкой персонала, нередко с преподаванием и в то же время считают работу тренером значимой на своем профессиональном пути. При том, что тренеры сочетают различные виды профессиональной деятельности, в среднем 62% общего денежного дохода они получают от проведения тренингов, а уделяют этой деятельности всего 48% времени. Во многом такая деятельность действительно выгодна, потому что не требует постоянной занятости и не имеет привязки к жесткому графику: с 9-00 до 18-00. Так как среди тренеров нередко встречаются «свободные художники» — люди, неприкрепленные ни к каким тренинговым или другим компаниям, то здесь начинает действовать принцип «сколько потопаешь, столько и полопаешь», а следовательно, возникает необходимость «продавать» себя, свои программы, чтобы заработать имя и быть востребованным на рынке.

Если сравнить профессию тренера с другими, то она ближе всего к профессии актера, психолога-консультанта и менеджера или, как часто утверждают сами тренеры является сочетанием всех этих профессий.

Интересно также, какие мотивы побуждают человека профессионально заняться тренерской деятельностью? Анкетные ответы на вопрос: «Почему Вы занялись проведением бизнес-тренингов?» можно условно разделить на 4 категории:

  1. Рациональное объяснение: разумное, логически выстроенное обоснование причин перехода к данному роду деятельности.
  2. Эмоциональное объяснение: выражение отношения к данному роду деятельности, описание привлекательных сторон этой профессии (например, «люблю учить людей», «хотелось разнообразия», «хотелось чего-то нового»), повышенный интерес к этой профессиональной деятельности.
  3. Объяснение причин перехода к деятельности бизнес-тренера не личной волей, а стечением обстоятельств.
  4. Объяснение материальной выгодой.

Диаграмма. Причины, побудичшие заняться проведением бизнес-тренингов

Причины, побудичшие заняться проведением бизнес-тренингов

Диаграмма свидетельствует о том, что в большинстве случаев опрошенные эмоционально объясняли свой выбор бизнес-тренингов профессиональной деятельностью. Особенно часто в ответах подчеркивалось, что эта деятельность представляет для них особый интерес и новизну. Такие данные свидетельствуют о сильной эмоциональной вовлеченности бизнес-тренеров в свою профессию, о ее значимости для самореализации личности ведущего группы. При этом необходимо отметить, что 86% эмоционально окрашенных ответов дали женщины, мужчины же чаще всего выбирали рациональные ответы или объясняли свой выборматериальной выгодой.

Работа бизнес-тренера. Она какая?

За свою недолгую историю профессия бизнес-тренера уже успела сложиться и описывается людьми, задействованными в ней, с помощью следующих прилагательных: «жесткая», «рациональная», «рефлексивная», «эмпатичная» (направленная на сопереживание людям), «разнообразная», «творческая», «демократическая», «спонтанная», «перспективная», «направленная на общение», «постоянная», «свободная», «не формализованная», «заряжающая» (от своей работы тренер, как и группа, получает заряд энергии), «реализующая личностный потенциал», «гуманная». Однако опрашиваемым было трудно оценить свою работу по критерию стабильности-нестабильности — скорее всего, этот показатель подвержен большим ситуативным изменениям. Оценка профессии бизнес-тренера не совсем однозначна с позиции гендера: мужчины считают, что работа бизнес-тренера не просчитывается, в то время как женщины оценивают ее как просчитываемую.

Когда говорят о бизнес-тренере,какого человека представляют?

Когда руководитель организации или менеджер по персоналу говорит о бизнес-тренере, он ориентируется на того, кто проводил обучение в его компании. Вряд ли у него есть представление об общем типаже бизнес-тренера. Такое представление легко сделать на основании проведенных исследований, и оно может быть разделено на две составляющие:

  1. Психологические особенности бизнес-тренера (что нам говорят тестовые методики о личности бизнес-тренера — взгляд «снаружи»).
  2. Описание бизнес-тренером стандартно го представителя своей профессии (как сами ведущие групп описывают профессионального бизнес-тренера — взгляд «изнутри»).

К числу наиболее ярких психологических особенностей тренера относятся такие показатели, как общительность, социальная открытость, направленность на взаимодействие, установление контактов, формирование вокруг себя пространства. Такие люди нередко являются центром внимания, располагают к себе других людей, они эмоционально активны и доброжелательны. Таков «тренер». Что же касается составляющей «бизнес», то психологические характеристики ведущего группы позволяют ему быть ориентированным на принятие решений, фиксировать промежуточные цели и планировать дела вперед. Для него важны личностная вовлеченность в дело и соотнесение своего опыта с опытом других людей. Он также стремится быть восприимчивым и приспособленным к изменениям, поэтому часто является социально-активным человеком.

В отношении самоописания следует сказать, что образ профессионального бизнес-тренера включает в себя такие прилагательные, как «жесткий», «рациональный», «рефлексивный», «эмпатичный», «доброжелательный», «рассудительный», «спокойный», «экспрессивный», «прямой», «откровенный», «расслабленный», «артистичный», «демонстративный», «отзывчивый», «не нуждающийся в групповой поддержке», «внимательный к чувствам других», «любознательный», «снисходительный», «объективный», «упрямый», «гуманный». При этом, в зависимости от ситуации тренинга, ведущий может быть как логичным, так и творческим, как доминирующим над группой, так и подстраивающимся под нее. Выявленный образ, скорее, описывает бизнес-тренера «в деле»: таким его воспринимает группа, таким он видит себя и своих коллег.

Бизнес-тренер: мужчина или женщина. Кого выбрать?

В профиле бизнес-тренера основное, что бросается в глаза, это различие в психологическом типе между мужчинами и женщинами бизнес-тренерами. Гендерные различия достаточно широко изучались как западными, так и отечественными психологами. Прежде всего, работы касались исследований различия мужских и женских моделей поведения и их вариативности в определенных социальных контекстах.

Рассматривая профессию тренера как «бизнес-профессию», а следовательно, связанную с руководством, организацией, необходимо учитывать и психологический аспект. Если включить социальный фактор в систему гендерных особенностей и рассмотреть с этой позиции путь профессионала, то встает следующая проблема: долгое время социальная роль женщины ограничивалась воспитанием детей и домашним трудом, а социальная, общественная жизнь и деятельность были прерогативой мужчины. С развитием прогресса ситуация изменилась и женщина вошла в ту социальную жизнь, в которой раньше доминировал мужчина. Дальнейшая история трансформации общественных и профессиональных обязанностей женщины в обществе слишком обширна и неуместна в данной статье. Необходимо лишь отметить, что при выборе профессионального пути женщина вынуждена заботиться о решении проблемы: формировать собственный «женский» профессиональный образец или принять «мужской».

В контексте такой профессии, как бизнес-тренер, любопытно определить, насколько гендерные особенности влияют на стиль тренера, его взаимодействие с группой. В большинстве проведенных исследований наблюдалась следующая тенденция: женщина-руководитель вынуждена подчинять свое социально одобряемое «женское» поведение требованиям также социально одобряемого, но «мужского» профессионального поведения. Для того, чтобы быть принятой в профессиональное сообщество, она вынуждена принять такие обозначения, как «эмансипированная», «маскулинная», «ненормальная» женщина и т.д. Однако данная тенденция не подтверждается в профессии бизнес-тренера, потому что можно выделить ряд различий в психологическом типе мужчины и женщины бизнес-тренера. Но, прежде всего, потому, что описание индивидуального профессионального стиля имеет гендерные различия.

Основная разница психологических типов мужчины и женщины бизнес-тренера заключается в следующих критериях: «доверие опыту — интуиция» и «думание — чувствование». Так, женщина бизнес-тренер доброжелательна, она придает большое значение взаимоотношениям с людьми, склонна проявлять заботливость и способность сочувствовать. Мужчина бизнес-тренер в большей степени организатор, администратор, его основные интересы вынесены за рамки межличностных отношений и лежат в области той деятельности, в которой он себя реализует. Сам предмет этой деятельности, его структурирование и организация являются существенно более важными и значимыми факторами, чем общение и взаимодействие между людьми, поэтому он готов пренебречь отношениями для пользы дела.

Еще один фактор, различающий мужчин и женщин бизнес-тренеров, связан с их ориентацией на будущее. Женщины используют интуицию для оценки имеющейся ситуации и выбора дальнейшего направления деятельности. В тренинге они интуитивны, в отличие от мужчин, которые ориентируются на прошлый опыт ведения тренинга и рационально оценивают возможные варианты поведения.

Гендерные особенности данной профессии проявляются также в том, что мужчины и женщины по-разному описывают себя, как профессионального бизнес-тренера. Женщина, описывая свой индивидуальный стиль в профессии, использует такие прилагательные как «мягкий», «рефлексивный», мужчина — «жесткий», «ситуативный». Таким образом, можно ожидать, что специфика ведения тренинга будет напрямую зависеть от стиля, выбранного самим ведущим. Женщина бизнес-тренер реализует более мягкий стиль ведения тренинга и ориентируется на себя, на собственные ощущения и эмоции, связанные с проводимым тренингом; для нее важным аспектом является установление обратной связи с группой, оценка взаимоотношений внутри команды. Работа бизнес-тренером воспринимается ею как личностно значимая, поэтому женщина за счет анализа своего внутреннего состояния и осознания своей деятельности оценивает изменения в ходе тренинга и реагирует на них.

Мужчина бизнес-тренер в своей профессиональной деятельности реализует жесткий стиль ведения группы, при этом остается гибким и уступчивым, когда необходимо — подстраивается под группу. Он, прежде всего, реагирует на ситуацию и, рационально оценивая ее и опираясь на прошлый опыт, изменяет или вносит коррективы в свою работу.

Бизнес-тренинг — путь самореализации

Любой человек, входя в профессию, усваивает те эталоны и ценности, которые являются значимыми для данной профессиональной среды. Заключительная часть исследования состояла в том, чтобы выяснить, какие ценности являются наиболее значимыми в профессиональной деятельности бизнес-тренера и определить, существуют ли гендерные различия в списках ценностей.

Базовыми ценностями, общими как для мужчин, так и для женщин бизнес-тренеров, являются:

1) компетентность;

2) профессионализм;

3) творчество.

Именно они определяют смысловое содержание профессии бизнес-тренера вне зависимости от пола.

Однако существуют и гендерные различия в выборе профессионально значимых ценностей. Так, например, приоритетными у мужчин являются компетентность, здоровье, творчество, самостоятельность и жизнерадостность, в то время как женщины наиболее чаще профессионально значимыми называют творчество, компетентность, доброжелательность, честность, насыщенность жизни. При сравнении можно заметить, что гендерные отличия наиболее ярко проявляются в таких ценностях как самостоятельность у мужчин, и доброжелательность и честность — у женщин. Стремление женщины налаживать контакты с миром, с окружающими людьми и ориентация на межличностные отношения являются приоритетными и в ее профессиональной деятельности, особенно в такой, как проведение тренингов, которая в большей степени, чем другие виды деятельности, построена на взаимодействии с окружающими, с группой. Для нее наиболее ценно трудиться на благо других и быть честной, непосредственной, искренней, то есть быть личностно включенной, вовлеченной в ту профессиональную деятельность, которой она занимается.

Мужчина, ориентированный в большей степени на предмет деятельности, должен быть уверенным в себе и самодостаточным — только так он реализует те задачи, которые на него накладывает его деятельность, и может достичь успеха. Именно поэтому список значимых для его профессиональной деятельности ценностей дополняют согласие с самим собой (мир внутри себя), свобода (свобода в самореализации), успех.

Как мужчина, так и женщина реализуют себя в профессии бизнес-тренера, только для мужчины — это путь к тому, чтобы чувствовать себя самостоятельным, хозяином, руководителем, быть свободным от ограничений, а для женщины — возможность реализовать себя, взаимодействуя с другими людьми и формируя собственное пространство.

Выбирая того или иного тренера для обучения, руководитель или менеджер по персоналу, безусловно, обращает внимание на пол тренера. Окончательный выбор основывается на внутренних стереотипах или уверенности в отсутствии гендерных отличий.

Проведенные исследования могут служить ориентирами и позволить более объективно оценить, какой бизнес-тренер необходим именно данному коллективу, с учетом той программы, которую он будет реализовывать. Однако не стоит забывать о существовании индивидуальных, личностных особенностей, которые не только отличают мужчину бизнес-тренера от женщины, но и представителей полов друг от друга. Так, учитывая гендерную специфику, необходимо сделать особый акцент на личных и профессиональных качествах бизнес-тренера, определить его соответствие стилю организации-заказчика.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».