Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N3 / 2002

Договоры о труде в потребительском обществе

Г.С. Скачкова,

и.о. зав. сектором трудового права и социального обеспечения
Института государства и права РАН,
к. ю. н., доцент

Правовое регулирование отношений по труду в сфере кооперации характеризуется особенностями, на которые оказывают влияние кооперативные принципы организации управления и хозяйствования.

Во многих вопросах — и в планеорганизационной структуры, и с точки зрения правучастников — сходным является правовоеположение производственного и потребительскогокооператива, именуемого «паевым» и непредполагающего личного трудового участия егочленов в деятельности кооператива. Вместе с тем,правовое регулирование отношений по труду впотребительском кооперативе имеет своиособенности, поскольку, в отличие отпроизводственного, его хозяйственнаядеятельность в большей степени направлена наудовлетворение материальных и иных потребностейсвоих членов, а не на получение прибыли,необходимой для деятельности кооператива. Крометого, характеру правового регулированияотношений по труду в потребительской кооперацииприсущи и иные особенности, которые зависят оттого, какова правовая основа деятельностипотребительского кооператива — Федеральныйзакон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственнойкооперации» (с изм. и доп. на 18.02.1999)1  или Закон РФ от 19.06.1992 № 3085-I «Опотребительской кооперации (потребительскихобществах, их союзах)» (в ред., введенной вдействие с 17.07.1997 Федеральным законом от 11.07.1997 №  97-ФЗ; с изм. на 28.04.2000)2.

Так, в гражданском законодательстве,определяющем правовой статус потребительскогокооператива как некоммерческой организации (см.статью 116 Гражданского кодекса РФ3 ),являющейся объектом гражданско-правовогорегулирования, используется термин«потребительский кооператив». В свою очередь, вФедеральном законе «О потребительскойкооперации (потребительских обществах, ихсоюзах) в Российской Федерации» используютсятермины «потребительское общество» и «союзпотребительских обществ»4 .Если первоначальная редакция данного Закона (от19.06.1992) ставила знак равенства междупотребительскими кооперативами и обществами, тов новой редакции (от 11.06.1997) — эти понятияразграничиваются.

Поэтому, в настоящее время в рамкахединой организационно-правовой формыпотребительского кооператива, предусмотреннойГК РФ, выделяются две главные разновидности:потребительские общества (регулируемыеФедеральным законом о потребительскойкооперации) и собственно потребительскиекооперативы. Союзы потребительских обществ,являясь одним из видов объединений (союзов)юридических лиц, представляют собой инуюорганизационно-правовую форму5 .

Для собственно потребительскихкооперативов характерно то, что их деятельность,как правило, невозможна без использованияобъектов недвижимости (земля, жилье) и онарегулируется специальными законами (например,Федеральным законом «О сельскохозяйственнойкооперации»). Поэтому, по сфере деятельностиразличаются сельскохозяйственные кооперативы,жилищно-строительные кооперативы и др.

Используемое в статье 116 ГК РФ понятиепотребительского кооператива как добровольногообъединения граждан и юридических лиц на основечленства с целью удовлетворения материальных ииных потребностей участников, осуществляемогопутем объединения его членами имущественныхпаевых взносов, шире понятия «потребительскоеобщество», закрепляемого Федеральным законом опотребительской кооперации. В соответствии состатьей 1 данного Закона потребительскоеобщество представляет собой добровольноеобъединение граждан и (или) юридических лиц,созданное, как правило, по территориальномупризнаку, на основе членства путем объединенияего членами имущественных паевых взносов дляторговой, заготовительной, производственной ииной деятельности в целях удовлетворенияматериальных и иных потребностей его членов.

Исходя из содержания статьи 116 ГК РФ,потребительский кооператив может существовать икак самостоятельная организационно-правоваяформа юридического лица (например,жилищно-строительные кооперативы), так и в формепотребительского общества (районного,городского и т.д.), и как союз потребительскихобществ (районный, областной, краевой и т.д.),представляющий собой форму объединенияпотребительских обществ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 116 ГКРФ, наименование потребительского кооперативадолжно содержать указание на основную цель егодеятельности, а также слово «кооператив» илислова «потребительское общество» или«потребительский союз». Эти требования нашлисвое отражение и в законодательстве окооперации. Так, в статье 2 Федерального закона опотребительской кооперации, которая так иназывается — «Ограничение на использование внаименовании юридического лица слов«потребительское общество», «союзпотребительских обществ» — говорится о том, что«настоящий Закон не распространяется напотребительские кооперативы, осуществляющиесвою деятельность на основании Федеральногозакона «О сельскохозяйственной кооперации», атакже на иные специализированныепотребительские кооперативы (гаражные,жилищно-строительные, кредитные и др.). В названииуказанных потребительских кооперативовиспользование слов «потребительское общество»,«союз потребительских обществ» не допускается.

В свою очередь, в пункте 2 статьи 48 Федеральногозакона «О сельскохозяйственной кооперации»говорится о том, что настоящий Федеральный законне распространяется на потребительские обществаРоссийской Федерации и их союзы, действующие наосновании Федерального закона о потребительскойкооперации, а также на иныенесельскохозяйственные потребительскиекооперативы, предусмотренные пунктом 6 статьи 116ГК РФ. Обусловлено это тем, что в соответствии состатьей 4 Федерального закона «Осельскохозяйственной кооперации» главнымусловием создания сельскохозяйственногопотребительского кооператива является созданиеего сельскохозяйственнымитоваропроизводителями и их обязательное участиев деятельности кооператива.

В целом, в законодательстве окооперации вопросы правового регулированияотношений по труду нашли весьма незначительноеотражение. И это не случайно. Ведь, как ужеуказывалось раннее, потребительский кооператив,объединяя на основе членства не только граждан,но и юридических лиц, с обязательным паевымвзносом всех его членов, не предполагаетобязательного личного участия членов общества вобщих делах.

В связи с этим в потребительскойкооперации имеет место широкое использованиетруда лиц, работающих по трудовому договору, атакже труда лиц, заключивших гражданско-правовыедоговоры, предметом которых является выполнениеработ (оказание услуг). Также в потребительскойкооперации применяется и труд пайщиков.

Следует отметить, чтозаконодательство о потребительской кооперациине отличается единообразием в содержании норм,определяющих в целом права и обязанности в сферетруда членов потребительского кооператива ипотребительского общества. Кроме того,содержание таких прав и обязанностей различнотакже в зависимости от правового положениячленов кооператива (общества). Поэтому уровеньправ и обязанностей в сфере труда членовкооператива (общества) зависит от того, идет лиречь о рядовых пайщиках, либо о тех, кто входит всостав исполнительных органов управлениякооперативом (потребительским обществом,кооперативным участком потребительскогообщества, союза потребительских обществ) или же отех, кто занимает выборные должности впотребительской кооперации. Определеннаяспецифика некоторых прав и обязанностей в сферетруда имеет место и у руководителей организаций,создаваемых потребительскими обществами и ихсоюзами.

С учетом изложенного выше ограничимсярассмотрением вопросов, характеризующих толькодоговоры о труде в потребительских обществах исоюзах.

I. Договор о труде пайщикапотребительского общества 

В числе прав всех пайщиковпотребительского общества, закрепленных встатье 11 Федерального закона о потребительскойкооперации, содержится право любого пайщика бытьпринятым в первоочередном порядке на работу вобщество в соответствии с имеющимсяобразованием, профессиональной подготовкой и сучетом потребности в работниках. Следовательно,потребительское общество может заключить слюбым из своих пайщиков договор о труде.

Закрепляя за пайщиком правопервоочередного приема на работу, Федеральныйзакон о потребительской кооперации, тем не менее,не указывает отраслевую принадлежностьвозникающих при этом у пайщика отношений,основанных на труде. Хотя, казалось бы,использование употребляемого в трудовом правесловосочетания «прием на работу» должно было бысвидетельствовать о том, что такие отношенияпайщика с обществом, должны оформляться трудовымдоговором.

Вместе с тем, и это будет показано ниже,заключение с пайщиком договора о труде в связи сработой в потребительском обществе, аналогичнотому, как это имеет место вообще в кооперации(независимо от ее вида) не совсем укладывается впривычную схему прав и обязанностей работниковпо трудовому договору.

Итак, факт членства пайщика впотребительском обществе, оформленного всоответствии с требованиями главы IIIФедерального закона о потребительскойкооперации (подача заявления о приеме вписьменной форме, уплата вступительного ипаевого взноса в соответствии с условиями,определенными уставом, и т.д.), предоставляетпайщику возможность в первоочередном порядкевступить в отношения по труду с данным обществом.То есть, реализации такой возможностипредшествует факт вступления (приема) гражданинав потребительское общество в качестве его члена.

Однако, характеризуя законодательноезакрепление права пайщика на первоочереднойприем на работу в потребительское общество,необходимо отметить, что реализация этого праваобусловлена не только наличием самого фактачленства в потребительском обществе: данноеобстоятельство имеет правовое значение лишь всовокупности с другими законодательноопределенными факторами.

Такого рода факторы характеризуют, содной стороны, гражданина, который в дополнение кимеющемуся у него в потребительском обществеправовому статусу в качестве пайщика намеренприобрести и правовой статус работника. Дляэтого необходимо иметь определенные деловыекачества — образование и профессиональнуюподготовку. С другой стороны, необходимо, чтобы употребительского общества, выступающего вкачестве работодателя, была потребность вработниках определенного уровня квалификации ипрофессиональной подготовки. То есть, у пайщиканет безусловного права требования кпотребительскому обществу, чтобы онообязательно обеспечило его работой: правопринятия пайщика на работу в общество может бытьреализовано только при одновременном наличиитех условий, которые были названы выше.

В то же время, следует обратить внимание на то,что в законодательстве о потребительскойкооперации нет норм, подобно установленнымстатьей 21 Федерального закона от 08.05.1996 № 41-ФЗ «Опроизводственных кооперативах» (с изм. и доп. на14.05.2001)6, которые быпредусматривали обязательностьпреимущественного использования впотребительских обществах или их союзах трудатех лиц, которые являются пайщиками, по сравнениюс гражданами, работающими по трудовому договору.Так, согласно названной статье средняя заотчетный период численность наемных работниковв производственном кооперативе не должнапревышать 30 % численности членов кооператива.

Поэтому тот или иной пайщик можетрассчитывать быть принятым на работу впотребительское общество на указанных вышеусловиях в первоочередном порядке по сравнению слюбыми другими гражданами, изъявившими желаниетрудиться в потребительском обществе. При этомне имеет значения, являются ли эти гражданепайщиками данного потребительского общества (неимеющими надлежащего образования ипрофессиональной подготовки) либо работают потрудовому договору или заключилигражданско-правовой договор. Никаких исключенийиз этого правила Федеральный закон опотребительской кооперации не предусматривает.

Как известно, трудовоезаконодательство содержит ряд норм, посредствомкоторых при приеме на работу оказываетсяпредпочтение одним категориям граждан переддругими. Эти предпочтения, как правило,обусловлены особой заботой государства о лицах,нуждающихся в повышенной социальной и правовойзащите (инвалидах, беременных женщинах иженщинах, имеющих детей). Законодательство опотребительской кооперации, как мы видим, вотличие от трудового, стоит на позиции защиты вбольшей мере интересов работодателя, а неработников, как это имеет место по нормамТрудового кодекса РФ в отношении некоторыхкатегорий работников.

Поскольку в числе тех актов, в соответствии скоторыми определяются условия и размеры оплатытруда работающих в потребительских обществах иих союзах, называется, прежде всего,законодательство Российской Федерации о труде,то, следовательно, в отношении их применимы общиенормы и гарантии для работающих по трудовомудоговору с учетом особенностей, установленныхФедеральным законом о потребительскойкооперации и уставами потребительских обществ иих союзов. Эти особенности в первую очередькасаются отношений по труду некоторых категорийпайщиков, являющихся должностными лицамипотребительских обществ и их союзов (см. пункт 3статьи 6 Закона), что будет рассмотрено отдельно

Что же касается специфики отношений потруду рядовых членов потребительского общества,то применительно к ним Федеральный закон опотребительской кооперации содержит лишь нормы,связанные с ответственностью пайщиков ипрекращением членства в потребительскомобществе, которое приводит и к прекращениюдействия договора о труде, предпосылкой кзаключению которого послужил факт членства впотребительском обществе.

Главное, что характеризует договор отруде пайщика потребительского общества, как и вцелом члена любого кооператива, является то, чтовозникающие у пайщиков отношения по труду,основанные на членстве в обществе, являютсяодним из видов внутрикооперативных отношений,существующих в таком обществе.

Неразрывная связь отношений по трудупайщиков с членством в потребительском обществеобуславливает и специфику в реализациинекоторых прав и обязанностей пайщиков в сферетруда на основе взаимодействия правовых нормразличной отраслевой принадлежности.

Законодательство о потребительскойкооперации не определяет ни содержание, ни формузаключаемого с пайщиком договора о труде,основанного на членстве в потребительскомобществе.

В такой ситуации можно было быполагать, что содержание и форма договора о трудес пайщиком определяются внутриуставнымидокументами потребительского общества.

Но это не совсем так. И подтверждениемэтому является анализ положений пункта 1 статьи 6Федерального закона о потребительскойкооперации. Так, в указанной статье закрепляетсясамостоятельность потребительских обществ и ихсоюзов в найме работников, безотносительно ктому, нанимаются ли эти работники со стороны илиже они являются пайщиками потребительскогообщества. То есть, положения пункта 1 статьи 6Закона применимы в отношении всех членовпотребительского общества (союза обществ) вслучае приема их на работу в общество независимоот того, являются ли они пайщиками общества илинет: других положений на этот счет Закон несодержит. И далее в этой статье говорится, чтонаем работников, определение условий и размеровоплаты их труда осуществляются в соответствии сзаконодательством Российской Федерации о труде,данным Законом и уставами потребительскихобществ и их союзов.

Таким образом, Федеральный закон опотребительской кооперации при регулированиитрудовых отношений всех лиц, занятых трудом впотребительских обществах и их союзах, в томчисле и самих пайщиков, отсылает, в первуюочередь, к трудовому законодательству.

Исходя из содержания названной вышестатьи, можно сделать вывод о том, что в техслучаях, когда те или иные вопросы в сфере трудане урегулированы Федеральным законом опотребительской кооперации и уставамипотребительских обществ и их союзов, должныприменяться нормы трудового законодательства.

Кроме того можно отметить, что если какие-товопросы в сфере труда не урегулированызаконодательным путем — трудовымзаконодательством или указанным Законом — тоони могут быть решены в уставном порядке.Фактически напрашивается вывод о том, что вуставном порядке не могут быть определеныусловия труда хуже тех, что установлены трудовымзаконодательством и данным Законом. Этот выводподтверждается и содержанием статьи 9Федерального закона о потребительскойкооперации, в которой говорится, какие именносведения должны содержаться в уставепотребительского общества. В числе связанных сотношениями по труду в обществе, названысведения, определяющие:

  • порядок вступления пайщиков в общество и выхода из общества;

  • порядок выдачи кооперативных выплат;

  • состав и компетенция органов управления и органов контроля;

  • порядок реорганизации и ликвидации общества.

Однако в их составе не указанысведения, определяющие какие-либо условия трудав целом пайщиков потребительского общества.Поэтому условия по оплате труда, регламентациирабочего времени и отдыха, охране труда, не могутбыть ниже тех, которые предусмотрены трудовымзаконодательством. И форма договора о труде,посредством которого определяется трудоваяфункция пайщика, должна быть письменной, какпредусмотрено статьей 67 Трудового кодекса РФ.

Отчасти, об определении условий трудав уставном порядке (и то, только отдельных из них)идет речь лишь относительно должностных лицорганов управления и органов контроляпотребительского общества (что и будетрассмотрено далее).

Таким образом, само законодательство опотребительской кооперации определило трудовоезаконодательство в качестве базы длярегулирования отношений по труду пайщиковпотребительского общества.

В то же время, правовое положениепотребительского общества предопределяетдифференцированный подход к регулированиюнекоторых элементов договора о труде,заключаемого обществом как с рядовыми пайщиками,так и с должностными лицами. Правовой основой дляэтого является Федеральный закон опотребительской кооперации. Так, он неопределяет сроки, на которые может быть заключендоговор о труде с пайщиком (исключение — длядолжностных лиц общества). Поэтому здесьприменимы соответствующие нормы трудовогозаконодательства о сроках заключения трудовогодоговора (статьи 58, 59 Трудового кодекса РФ). Влюбом случае продолжительность отношений потруду пайщиков, основанных на членстве вобществе, ограничена определенным временнымпериодом, в течение которого пайщик являетсячленом потребительского общества.

Дифференцированный подход крегулированию рассматриваемых отношений имеетместо, прежде всего, в вопросах ответственностипайщика перед обществом и в прекращении такихотношений с обществом.

В числе обязанностей всех пайщиковпотребительского общества, закрепленных встатье 12 Федерального закона о потребительскойкооперации, — обязанность выполнять своиобязательства перед обществом по участию в егохозяйственной деятельности. Участие вхозяйственной деятельности, содержание которогораскрывается в статье 1 Закона, обусловленоцелями и задачами создания потребительскогообщества. В связи с этим оно не включает в себя вкачестве обязательной трудовую деятельностьпайщиков — такая деятельность может иметь местолишь постольку, поскольку это необходимо длядостижения целей, ради которых общество создано.

Поэтому, если пайщик вступает спотребительским обществом в отношения по труду,то появление у него трудовых прав и обязанностейне приводит к исчезновению его прав иобязанностей имущественного характера по нормамгражданского законодательства, связанных,прежде всего, с уплатой паевых взносов (статья 116ГК РФ). И, наоборот, установленная положениямиданной статьи ГК РФ (см. также статью 25Федерального закона о потребительскойкооперации) субсидиарная ответственность членовобщества по его обязательствам можетдополняться привлечением пайщика, принятого наработу в общество, к материальнойответственности по нормам трудовогозаконодательства, если будут налицо основания иусловия привлечения к такого родаответственности.

В Федеральном законе опотребительской кооперации ничего не говоритсяоб основаниях прекращения у пайщиков отношенийпо труду: в статье 13 закреплены лишь основаниядля прекращения членства в потребительскомобществе. Таковыми являются:

  • добровольный выход пайщика;

  • исключение пайщика;

  • ликвидация юридического лица, являющегося пайщиком;

  • смерть гражданина, являющегося пайщиком;

  • ликвидация общества.

Надо полагать, что с прекращениемчленства в обществе у пайщика прекращаются иотношения по труду, которые были основаны начленстве. Между тем, это не ведет автоматически кпрекращению его отношений по труду с обществом —пайщик может оформить их и на иной правовойоснове. Так, перестав быть пайщиком, гражданинможет заключить с потребительским обществомобычный трудовой договор. Тогда в отношении егоне будут действовать нормы о субсидиарнойответственности членов общества пообязательствам последнего, прекращение трудовыхотношений не будет связано с прекращениемчленства в обществе, а будет иметь местопрекращение только по нормам трудовогозаконодательства.

Бывший пайщик может заключить собществом и гражданско-правовой договор,предметом которого является выполнение работили оказание услуг.

Вместе с тем необходимо отметить, чтопотребительское общество в определенной мереможет все-таки «контролировать» процесс«расставания» с пайщиком в случае добровольноговыхода последнего из общества. В Федеральномзаконе о потребительской кооперации (пункт 2статья 13) говорится о том, что заявление пайщика одобровольном выходе из потребительскогообщества рассматривается советом общества.Выход пайщика из общества осуществляется впорядке, предусмотренном уставом.

Следующее основание для прекращения членства впотребительском обществе — исключение пайщика,которое имеет место в случае совершения имвиновных действий. То есть, здесь инициаторомпрекращения отношений является само общество:при неисполнении пайщиком без уважительныхпричин своих обязанностей перед обществом,установленных Федеральным законом опотребительской кооперации или уставомобщества, либо совершении действий, наносящихущерб обществу, пайщик может быть исключен изпотребительского общества решением его общегособрания. При этом, как и при увольненииработника по нормам Трудового кодекса РФ, долженбыть соблюден порядок исключения пайщика изобщества (пункт 4 статьи 13 Закона). Так, пайщикдолжен быть извещен в письменной форме непозднее чем за 20 дней советом потребительскогообщества о причинах вынесения на общее собраниевопроса о его исключении из общества и приглашенна указанное общее собрание, где он имеет правовысказать свое мнение. В случае отсутствияпайщика без уважительной причины на общемсобрании, последнее вправе принять решение обисключении пайщика. Следует иметь ввиду, чтосогласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона опотребительской кооперации, решение общегособрания об исключении пайщика считаетсяпринятым, если за него проголосовало не менеетрех четвертей пайщиков. Причем в пункте 1 статьи14 Закона говорится о том, что пайщику, выходящемуили исключенному из потребительского общества,выплачивается стоимость его паевого взноса икооперативные выплаты в размерах, в сроки и наусловиях, которые предусмотрены уставомпотребительского общества на момент еговступления в общество.

При прекращении отношений по труду в связи стаким основанием как ликвидацияпотребительского общества (а общество может бытьликвидировано и при ликвидации входящего в егосостав юридического лица), пайщик вправерассчитывать и на определенные выплаты. Вчастности, в соответствии с пунктом 5 статьи 30Федерального закона о потребительскойкооперации, имущество потребительскогообщества, оставшееся после удовлетворениятребований кредиторов, за исключениемнеделимого фонда имущества, распределяетсямежду пайщиками, если иное не предусмотреноуставом общества. Такого рода выплаты пайщикампо своему целевому назначению в какой-то меренапоминают выходное пособие, выплачиваемоеработникам при увольнении по нормам Трудовогокодекса РФ. Схожесть этих двух моментов тем болееочевидна, что одним из принципов создания идеятельности потребительского общества,закрепленных в пункте 2 статьи 4 Федеральногозакона о потребительской кооперации, являетсяограничение размеров кооперативных выплат. Если,для сравнения, обратиться к соответствующимнормам трудового законодательства, то в нихразмер выходного пособия также имеетограничительные рамки (статья 178 Трудовогокодекса РФ).

На первый взгляд, может показаться, чтоу работника по нормам Трудового кодекса РФбольше прав в части получения выходного пособияпри увольнении, поскольку его выплата поправилам статьи 178 Кодекса не связывается сфинансовыми возможностями работодателя. Однакообращение к статье 64 ГК РФ показывает, что упайщика-работника здесь больше возможностейполучить эти выплаты, чем у гражданина,работающего по трудовому договору. В пункте 1статьи 64 ГК РФ установлена очередностьудовлетворения требований кредиторов приликвидации юридических лиц. Производстворасчетов по выплате выходного пособия с лицами,работающими по трудовому договору, отнесено ковторой очереди, а удовлетворение требованийкредиторов по обязательствам, обеспеченнымзалогом имущества ликвидируемого юридическоголица, — к третьей очереди. Выплаты же работникам,являющимся пайщиками потребительского общества,при прекращении отношений по труду с обществом всвязи с ликвидацией юридического лица,входившего в состав общества, фактическиотнесены к выплатам второй очереди, если толькоиное не установлено уставом потребительскогообщества.

(продолжение следует)

 

 

1 Собраниезаконодательства РФ. 1995, № 50, ст. 4870; 1997, № 10, ст. 1120;1999, № 8, ст. 973.

2 Ведомости Съезданародных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992,№ 30, ст. 1788; СЗ РФ. 1977, № 28, ст. 3306; 2000, № 18, ст. 1910.

3 Далее по тексту — ГКРФ.

4 Далее по тексту —Федеральный закон о потребительской кооперации.

5 См.: Гражданское право. Учебник.Изд. четв. перераб. и доп. Под ред. А.П. Сергеева иЮ.К. Толстого. Т. 1. — М.: Проспект. 2000. — С. 172-173.

6 Собраниезаконодательства РФ 1996, № 20, ст. 2321; 2001, № 21, ст. 2062.

7 Особенности отношений потруду пайщиков, являющихся должностными лицамипотребительских обществ и их союзов, будутрассмотрены в следующих номерах журнала.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».