Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N5 / 2002

Документы, которые кадровик может и обязан потребовать от поступающего на работу

Ю.Л. Комина,

юрист

Статья 19 КЗоТ РФ гласила: "При приеме на работу запрещается требовать от трудящихся документы, помимо предусмотренных законодательством". Этим "законодательством" почти 18 лет считались Типовые правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР. С 1992 года сомнения в нормативном правовом характере и статусе этого документа позволяли кадровикам и иным, ответственным за прием на работу лицам, требовать от работников немыслимое количество документов.

Трудовым кодексом РФ, а именно его статьей 66 наконец-то более или менее четко определен перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора (приеме на работу).

Но что понимается под тем или иным документом? Как применять часть вторую статьи 66 Кодекса, допускающую возможность требования кадровиками дополнительных документов? О чем кадровик должен спросить поступающего на работу по нормам иных (кроме Кодекса) правовых актов, но при этом не имея права требовать предъявления документов, подтверждающих тот или иной юридический факт?

На эти и другие вопросыпопытаемся дать ответы с помощью толкования норм статьи 65 Трудового кодекса РФв системной связи с нормами других правовых актов.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Какие документы однозначно нужно и можно попросить представить поступающего наработу

1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.На территории Российской Федерации основным документом, удостоверяющим личность,является паспорт гражданина Российской Федерации. [1] 

Его обязаны иметь все гражданеРоссийской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территорииРоссийской Федерации.[2]  Произвести замену паспортагражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации Правительство РФпервоначально планировало до 31.12.2005. Но с 07.02.2002 этот срок сокращен ипоэтапная замена паспортов должна быть осуществлена до 31.12.2003.

В паспорте гражданинаРоссийской Федерации производятся отметки:

  • о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета;
  • об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, - соответствующими военными комиссариатами и органами внутренних дел;
  • о регистрации и расторжении брака - соответствующими органами записи актов гражданского состояния и органами внутренних дел;
  • о детях, не достигших 14-летнего возраста, - органами записи актов гражданского состояния и органами внутренних дел;
  • о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - органами внутренних дел или другими уполномоченными органами.

Кроме того, с 07.02.2002органы внутренних дел будут проставлять в паспорте отметки о ранее выданныхосновных документах, удостоверяющих личность.

По желанию гражданина впаспорте также производятся отметки:

  • о его группе крови и резус-факторе - соответствующими учреждениями здравоохранения;
  • об идентификационном номере налогоплательщика - соответствующими налоговыми органами.

Помните, что срок действияпаспорта гражданина зависит от возраста:

от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста;

от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста;

от 45 лет - бессрочно.

По достижении гражданином (заисключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и45-летнего возраста паспорт подлежит замене. Военнослужащим, проходящим военнуюслужбу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по месту их жительства поокончании установленного срока военной службы по призыву.

Кроме паспорта документами,удостоверяющими личность, в Российской Федерации признаются

Наименование документа

Kатегория лиц

Свидетельство о рождении

Для лиц, не достигших 14-летнего возраста

Заграничный паспорт

Для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории Российской Федерации

Военный билет

Для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов)

Удостоверение личности

Для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту

Справка об освобождении из мест лишения свободы

Для лиц, освободившихся из мест лишения свободы

Свидетельство о регистрации ходатайства иммигранта о признании его беженцем

Для беженцев, не имеющих статуса беженца и подавших ходатайство о признании таковыми

Удостоверение беженца

Для беженцев

Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации

Для лиц, которым предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации

Несколько слов о заграничныхпаспортах. Согласно статье 7 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ "Опорядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (сизм. на 24.06.1999) заграничный паспорт (дипломатический паспорт, служебныйпаспорт) является основным документом, удостоверяющим личность гражданинаРоссийской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляетвыезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. По сути своейтакой паспорт удостоверяет личность российского гражданина на территориииностранного государства.

Другое дело - иностранныйгражданин. В соответствии со статьей 24 того же Закона иностранные гражданемогут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации приналичии российской визы по действительным документам, удостоверяющим ихличность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное непредусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Для большинства стран СНГмеждународными договорами предусмотрены безвизовые поездки и к документам,удостоверяющим личность граждан при передвижении на территории РоссийскойФедерации, относятся общегражданские паспорта этих государств, заграничныепаспорта и иные удостоверения личности. Правда, такие документы должныпредставляться с нотариально заверенным переводом. Такое же условие, какправило, содержится в международных договорах Российской Федерации с инымигосударствами. Однако ставится условие о наличии российской визы. Следуетпомнить, что привлечение иностранной рабочей силы осуществляется по специальнымправилам. Прежде всего, в настоящее время этот вопрос регулируется Положением опривлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы,утвержденным Указом Президента РФ от 16.12.1993 № 2146. Кроме того, натерриториях различных субъектов Российской Федерации действуют свои нормативныеправовые акты, которые устанавливают, какие именно документы, удостоверяющиеличность, должны предъявляться иностранными гражданами. Проект Федеральногозакона "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностраннойрабочей силы" был представлен Правительством РФ в Государственную Думу РФеще в 1997 году. Рассмотрение этого и иных проектов планировалось в конце 2001г. Возможно, со вступлением в силу Трудового кодекса РФ, такой федеральныйзакон будет принят в ближайшие год-два.

Что касается лиц безгражданства, то согласно статье 24 Федерального закона "О порядке выездаиз Российской Федерации" они могут въезжать в Российскую Федерацию ивыезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительнымдокументам, выданным соответствующими органами государства их проживания,удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этомкачестве, если иное не предусмотрено международными договорами РоссийскойФедерации.

Теперь о справке обосвобождении из мест лишения свободы. По сути она является документом,удостоверяющим личность, но на небольшой срок. Справки по форме "А"выдаются лицам, в отношении которых приговор отменен с прекращением уголовногодела или передачей дела на новое рассмотрение, с заменой меры пресечения наболее мягкую; по форме "Б-ИЛ" - лицам, не погасившим при отбываниинаказания задолженность по исполнительным листам (в том числе по исполнительнымлистам о взыскании алиментов на содержание детей); по форме "Б" -всем остальным освобождаемым гражданам Российской Федерации; по форме"В" - иностранным гражданам и лицам без гражданства, постояннопроживающим в России до ареста, а также иностранным гражданам и лицам безгражданства, проживавшим до ареста за границей, но после освобождения остающимсяна временное или постоянное жительство в Российской Федерации. Однако, наличиетакой справки не освобождает лицо от обязанности предъявить паспорт. Согласност. 173 Уголовно-исполнительного кодекса РФ освобождаемому из мест лишениясвободы на руки выдаются: паспорт, трудовая книжка и пенсионное удостоверение.

У кого однозначно не можетбыть общегражданского (национального паспорта) - это у лиц, подпадающих поддействие Закона РФ от 19.02.1993 № 4528-I "О беженцах" (с изм. на07.11.2000). Согласно этому Закону при получении свидетельства о рассмотренииходатайства о признании беженцем по существу, удостоверения беженца илисвидетельства о предоставлении временного убежища на территории РоссийскойФедерации паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность, передаютсяна хранение в федеральный орган исполнительной власти по миграционной службелибо в его территориальный орган. Поскольку право на трудоустройство даннойкатегории лиц предоставлено Законом, именно перечисленные выше документыявляются документами, удостоверяющими личность, а следовательно, должныпредставляться при заключении трудового договора.

Помимо вышеуказанных,удостоверять личность могут и иные документы, выдаваемые органами внутренних дел.Так, например, при утрате или похищении паспорта, орган внутренних дел позаявлению гражданина выдает временное удостоверение личности гражданинаРоссийской Федерации по форме № 2П на срок не более 2-х месяцев.

2. Трудовая книжка. Трудовая книжка согласно статье 66Трудового кодекса РФ является основным документом о трудовой деятельности итрудовом стаже работника. Она является вторым, обязательным к предъявлениюдокументом при заключении трудового договора. Исключение составляют случаи,когда договор заключается впервые (то есть работник впервые приступает ктрудовой деятельности, и у него еще нет трудовой книжки), или когда работникпоступает на работу на условиях совместительства.

Работодатель обязан веститрудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше 5дней, в случае, если работа в этой организации является для работника основной.

В трудовой книжке должны бытьсведения о:

    1. работнике;
    2. выполняемой работе;
    3. переводах на другую постоянную работу;
    4. увольнении;
    5. основаниях прекращения трудового договора;
    6. награждениях за успехи в работе.

Сведения о взысканиях втрудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарнымвзысканием является увольнение.

В отличие от паспорта или иныхдокументов, удостоверяющих личность, трудовая книжка не просто предъявляется, апередается кадровику и хранится в отделе кадров до тех пор, пока работникпродолжает работу в данной организации.

Принимая трудовую книжку отпоступающего на работу, кадровику следует убедиться в правильности записей,внесенных по последнему месту работы, а еще лучше, двум-трем. Особое вниманиеследует обратить на фамилию - если она менялась, а соответствующих записей непроизведено то, работнику нужно обратиться к работодателю, не сделавшему соответствующихотметок.

Также необходимо проверитьправильность внесения записей о прекращении трудового договора по предыдущемуместу работы. Записи должны производиться в точном соответствии сформулировками Трудового кодекса РФ или иного федерального закона и со ссылкойна соответствующую статью, пункт Кодекса или иного федерального закона.Согласно пункту 2.5 пока еще действующей Инструкции о порядке ведения трудовыхкнижек на предприятиях, в учреждениях и организациях[3]1 , в случае выявления неправильнойили неточной записи, исправление производится администрацией того предприятия,где была внесена соответствующая запись. Если предприятие, внесшее неправильнуюили неточную запись, ликвидировано, исправления вносятся правопреемником, а приего отсутствии - вышестоящей организацией, которой было подчиненоликвидированное предприятие.

В соответствии со статьей 66Трудового кодекса РФ форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а такжепорядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателейустанавливаются Правительством РФ. Пока Правительство РФ не принялосоответствующее постановление, работодатели руководствуются постановлениемСовета Министров СССР от 06.09.1973 № 656 "О трудовых книжках рабочих ислужащих" (с изм. на 15.08.1990) и указанной выше Инструкцией. До принятиясоответствующего нормативного правового акта и упорядочения ситуации струдовыми книжками в целом, хождение будут иметь трудовые книжки образца 1975г.

Если работник поступает наработу впервые, кадровик заводит трудовую книжку.

Неясным остается только одинвопрос. Должен ли работник предъявлять трудовую книжку при поступлении наработу к работодателю - физическому лицу. Согласно части третьей статьи 66Трудового кодекса РФ такая категория работодателей не наделена правом внесенияв трудовые книжки каких-либо записей, а следовательно, поступающий на работуможет по своему усмотрению предъявить (именно предъявить, а не представить, итем более передать) трудовую книжку, хотя бы для того, чтобы работодатель могвыяснить, по какой профессии (должности) работал принимаемый, за что былуволен.

3. Страховое свидетельство государственного пенсионногострахования. Согласно ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ"Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственногопенсионного страхования" (с изм. на 25.10.2001) Пенсионный фонд РФ и еготерриториальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховоесвидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховойномер индивидуального лицевого счета и анкетные данные указанного лица.

Работодатель обязанпотребовать от застрахованного лица предъявления страхового свидетельства, азастрахованное лицо, в свою очередь, предъявить такое свидетельство при приемена работу по трудовому договору, при заключении договоров гражданско-правовогохарактера, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерацииначисляются страховые взносы. Кадровик обязан проверить соответствиепредъявленного страхового свидетельства документу, удостоверяющему личностьзастрахованного лица. При представлении в территориальный орган Пенсионногофонда РФ сведений о стаже и заработке работника работодатель указываетстраховой номер, содержащийся в страховом свидетельстве.

Если трудовой договор заключаетсявпервые, то страховое свидетельство государственного пенсионного страхованияоформляется работодателем. Для этого в течение 2-х недель с момента приема наработу работодатель представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФспециальную анкету на работника, заверенную личной подписью застрахованноголица. Если это лицо не имеет возможности лично заверить анкету по причинедлительного (свыше 1 месяца) нахождения в командировке, длительной болезни илииной причине, работодатель указывает эту причину в анкете, которую сам же изаверяет.

На основании представленнойанкеты застрахованного лица территориальный орган Пенсионного фонда РФ втечение 3-х недель принимает решение:

  • открыть лицевой счет и оформить соответствующее страховое свидетельство;
  • оформить запрос об уточнении сведений, необходимых для регистрации застрахованного лица.

Территориальный орган выдаетработодателю оформленные страховые свидетельства и в необходимых случаях -запросы об уточнении сведений вместе с сопроводительной ведомостью.

В течение недели послеполучения от территориального органа Пенсионного фонда РФ страховыхсвидетельств работодатель выдает их работающим у него застрахованным лицам. Ополучении работники расписываются в сопроводительной ведомости.

Страховые свидетельствагосударственного пенсионного страхования не передаются ни в отдел кадров, ни вбухгалтерию, а хранятся у застрахованных лиц.

4. Документы воинского учета. Согласно статье 4Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности ивоенной службе" (с изм. на 13.02.2002) на руководителей, другихответственных за военно-учетную работу должностных лиц (работников) организацийвозложены обязанности по обеспечению исполнения гражданами воинскойобязанности, в том числе обязанность по направлению в 2-недельный срок позапросам военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет,необходимых для занесения в документы воинского учета сведений о гражданах,поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих,но обязанных состоять на воинском учете.

В соответствии с Положением,утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.12.1998 № 1541, воинскомуучету подлежат граждане:

  • мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;
  • женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность, при наличии которой граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет (специальность устанавливается по утвержденному перечню).

Документы воинского учетанеобходимы для воинского учета граждан в организациях. Он осуществляется поличной карточке (форма № Т-2), в разделе II. Основными документами воинскогоучета, на основании которых заполняется этот раздел карточки, являются:

  • для граждан, пребывающих в запасе - военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  • для граждан, подлежащих призыву на военную службу - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Для осуществления воинскогоучета руководители, другие ответственные за военно-учетную работу дол жностныелица или работники организаций (как правило, это кадровики) обязаны:

    1. проверять при приеме на работу у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у граждан, подлежащих призыву на военную службу, - удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу. При приеме указанных документов гражданам выдается расписка;
    2. установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу, на воинском учете;
    3. направлять граждан, подлежащих постановке на воинский учет, в соответствующий орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства;
    4. обеспечить полноту и качество воинского учета граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, из числа работающих в организациях;
    5. сверять не реже 1 раза в год сведения о воинском учете граждан в личных карточках с документами воинского учета военных комиссариатов, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, с учетными данными органа местного самоуправления;
    6. направлять в 2-недельный срок по запросам военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет, необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, встающих на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
    7. ежегодно представлять в соответствующие военные комиссариаты в сентябре списки юношей 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября - списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
    8. сообщать в 2-недельный срок в военные комиссариаты о всех гражданах, пребывающих в запасе, гражданах, подлежащих призыву на военную службу, и принятых на работу или уволенных с работы;
    9. совершать иные действия, предусмотренные Положением о воинском учете.

Именно для соблюдения этихтребований, кадровик обязан потребовать документы воинского учета. Кстати,напомню, что в соответствии со статьей 21.1 Кодекса РФ об административныхправонарушениях (вступающего в силу с 01.07.2002), непредставлениеруководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностнымлицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу,в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющийвоинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке навоинский учет, - влечет наложение административного штрафа в размере от 3 до 10минимальных размеров оплаты труда. Таким же штрафом будет наказано несообщениеруководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностнымлицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющийвоинский учет, сведений о принятых на работу либо об уволенных с работыгражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете(часть 2 статьи 21.4 Кодекса).

5. Документ об образовании, о квалификации или наличии специальныхзнаний. Припоступлении лица на работу, требующую специальных знаний или специальнойподготовки работник должен представить определенные документы. Так, всоответствии со статьей 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельностидопускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке,установленном типовыми положениями об образовательных учрежденияхсоответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ. Подтверждениемналичия такого ценза, или, выражаясь языком норм статьи 65 Трудового кодексаРФ, соответствующего образования, являются специальные документы.

Согласно статье 27 Закона РФот 10.07.1992 № 3266-I "Об образовании" (с изм. на 13.02.2002)образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшимитоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификациив соответствии с лицензией. Форма документов определяется самимобразовательным учреждением.

Образовательные учреждения,имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные ипрофессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговуюаттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или)квалификации.

Указанные в документах оначальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональномобразовании квалификации и в документах о послевузовском профессиональномобразовании - ученые степени дают право их обладателям заниматьсяпрофессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых вустановленном порядке определены обязательные квалификационные требования ксоответствующему образовательному цензу. Квалификационные требованияустанавливаются в квалификационных характеристиках, содержащихся вКвалификационных справочниках и Единых тарифно-квалификационных справочниках.

В Российской Федерацииустанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы):

    1. основное общее образование;
    2. среднее (полное) общее образование;
    3. начальное профессиональное образование;
    4. среднее профессиональное образование;
    5. высшее профессиональное образование;
    6. послевузовское профессиональное образование.

Документом, подтверждающимосновное общее образование является аттестат об основном общем образовании, онвыдается выпускникам IX класса.

Документом, подтверждающимсреднее (полное) общее образование является аттестат о среднем (полном) общемобразовании. Он выдается выпускникам XI (XII) классов.

Обучающимся IX, XI (XII)классов, не допущенным к государственной (итоговой) аттестации, а такжевыпускникам, не прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдаетсясправка об обучении в общеобразовательном учреждении установленного образца.

Бланки аттестатов об основномобщем и среднем (полном) общем образовании печатаются только по заказуМинистерства образования Российской Федерации, имеют единую порядковую нумерациюи являются документами строгой отчетности (приказ Минобразования России от02.04.1996 № 143 "Об утверждении Положения о порядке хранения, выдачи иучета документов государственного образца об основном общем и среднем (полном)общем образовании").

Выпускникамобщеобразовательного учреждения, не имеющего свидетельства о государственнойаккредитации, после прохождения ими государственной (итоговой) аттестациивыдается документ об уровне общего образования в соответствии с лицензией.Форма документа определяется самим общеобразовательным учреждением (приказМинобразования России от 03.12.1999 № 1075 "Об утверждении Положения огосударственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классовобщеобразовательных учреждений Российской Федерации" (с изм. на16.03.2001).

Документами об уровнеобразования и квалификации для выпускников учреждений начальногопрофессионального образования являются:

  • диплом об уровне образования и квалификации - выдается лицам, получившим начальное профессиональное образование и прошедшим аттестацию;
  • свидетельство об уровне квалификации - выдается лицам, прошедшим профессиональную подготовку, повышение квалификации и профессиональную переподготовку по специальностям, а также лицам, поступившим в учреждения начального профессионального образования, но не завершившим по различным причинам полный курс обучения в них и прошедшим аттестацию (приказ Минобразования России от 03.06.1994 № 183 "Об утверждении документов государственного образца об уровне образования и квалификации для выпускников учреждений начального профессионального образования" (с изм. на 14.01.1998).

Документами о среднемпрофессиональном образовании являются диплом о среднем профессиональномобразовании государственного образца и приложение к нему - выдаются выпускникамсредних специальных учебных заведений или иных образовательных учрежденийсреднего профессионального образования, прошедшим в установленном порядкеитоговую государственную аттестацию в образовательном учреждении, имеющемгосударственную аккредитацию по соответствующим специальностям.

Студенту, отчисленному изобразовательного учреждения среднего профессионального образования, имеющегогосударственную аккредитацию выдается академическая справка (постановлениеГоскомвуза России от 10.04.1996 № 6 "Об утверждении Инструкции о порядкеведения, заполнения и выдачи государственных документов о среднемпрофессиональном образовании" (с изм. на 13.04.2000).

Академическая справкапредставляет собой академическую ведомость, отражающую объем и содержание полученногообразования. Академическая справка выполняется на типографском бланке единогообразца без обложки (постановление Госкомвуза России от 27.12.1995 № 8 "Отребованиях к образцам государственных документов о среднем профессиональномобразовании" (с изм. на 12.04.2000).

Документами о высшем ипослевузовском профессиональном образовании в соответствии со статьей 7Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовскомпрофессиональном образовании" (с изм. на 30.12.2001) являются:

    1. диплом бакалавра;
    2. диплом специалиста с высшим профессиональным образованием;
    3. диплом магистра;
    4. диплом о неполном высшем профессиональном образовании;
    5. справка установленного образца о незаконченном высшем профессиональном образовании.

Диплом о неполном высшемпрофессиональном образовании выдается лицам, не завершившим обучение поосновной образовательной программе высшего профессионального образования, ноуспешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за 2 года обучения).Справки же выдаются лицам, не завершившим освоение основной образовательнойпрограммы высшего и послевузовского профессионального образования.

По результатам защитыдиссертации лицу присваивается ученая степень и выдается диплом кандидата наукили диплом доктора наук. Кстати, Правительство РФ постановлением от 30.01.2002№ 74 утвердило Положение о порядке присуждения ученых степеней, в которомподробно регулируется вопрос выдачи дипломов.

Несколько слов о повышенииквалификации. В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждениидополнительного профессионального образования (повышения квалификации)специалистов (утверждено постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 (сизм. на 10.03.2000) государственное образовательное учреждение дополнительногоповышения квалификации, а также прошедшее аккредитацию негосударственноеобразовательное учреждение повышения квалификации выдают слушателям, успешнозавершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:

  • удостоверение о повышении квалификации - для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
  • диплом о профессиональной переподготовке - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;
  • диплом о присвоении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

Что касается документов обобразовании негосударственного образца, выданных негосударственнымиобразовательными учреждениями, то вопрос о возможности приема работников стакими документами может быть рассмотрен и решен аттестационной комиссией.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Какие документы нужны кадровику, и вправе ли он попросить их представить?

Статьей 65 Трудового кодекса РФустановлено, что в отдельных случаях с учетом специфики работы Трудовымкодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ ипостановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимостьпредъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.Требовать от лица, поступающего на работу документы помимо перечисленных вчасти первой статьи 65 Кодекса, а также предусмотренных указанными нормативнымиправовыми актами, запрещено.

Для того, чтобы определить,какие документы (помимо основных) могут понадобиться кадровику и выяснить,вправе ли он их потребовать, обратимся прежде всего к нормам самого Трудовогокодекса РФ. Буквального и точного указания на то, что при заключении трудовогодоговора с отдельными лицами, требуются такие-то документы, в нормах Кодексанет. Но из их правового анализа можно сделать ряд следующих выводов.

I. Как быть смедицинским освидетельствованием (осмотром)?

Согласно статье 69 Трудовогокодекса РФ обязательному предварительному медицинскому освидетельствованию призаключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста 18 лет, атакже иные лица в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральнымизаконами.

Предварительный медицинскийосмотр (то есть осмотр при поступлении на работу) в силу статьи 213 Трудовогокодекса РФ обязателен для категорий работников, перечисленных в таблице на стр.50.

В случае необходимости порешению органов местного самоуправления в отдельных организациях могутвводиться дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров(обследований).

№ п/п

Kатегория работников

Цель осмотра

1

Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиям труда (в том числе на подземных работах)

Определение пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний

2

Работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта

 

3

Работники:
а) организаций пищевой промышленности;
б) организаций общественного питания;
в) организаций торговли;
г) водопроводных сооружений;
д) лечебно-профилактических и детских учреждений;
е) некоторых других организаций

Охрана здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний

Вредные и (или) опасныепроизводственные факторы и работы, при выполнении которых проводятсяпредварительные медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведенияопределяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке,установленном Правительством РФ. Согласно статье 21 "Основзаконодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (с изм.на 02.12.2000) Перечень профессий, производств, предприятий, учреждений иорганизаций, работники которых должны проходить обязательные предварительныепри поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утверждаетПравительство РФ. Такой акт был принят Правительством РФ в 1999 году(постановление от 08.09.1999 № 1020). Правда, он касается профессий идолжностей работников, обеспечивающих движение поездов. В остальном насегодняшний день порядок проведения медицинских осмотров определяетсяследующими нормативными правовыми актами:

  • совместным приказом Минздрава России и Госкомсанэпиднадзора России от 05.10.1995 № 280, 88 "Об утверждении временных Перечней вредных, опасных веществ и производственных факторов, а также работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры работников";
  • приказом Минздрава России от 14.03.1996 № 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" (с изм. на 06.02.2001);
  • приказом Минздрава России от 10.12.1996 № 405 "О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников".

Итак, с нормативной правовойбазой определились. Теперь перейдем к анализу норм. Должен и вправе ли кадровиктребовать от поступающего на работу представления медицинского заключения?

Исходя из того, что толькорезультаты предварительного медицинского осмотра отвечают на вопрос, пригоденли человек к выполнению той или иной работы по состоянию здоровья, решение оприеме на работу должно приниматься на основании медицинского заключения. Болеетого, прием на работу только после прохождения предварительного медицинскогоосмотра (условие является обязательным и однозначно трактуемым) предусмотренстатьей 266 Трудового кодекса РФ в отношении лиц в возрасте до 18 лет, а такжестатьей 328 Трудового кодекса РФ в отношении работников, принимаемых на работу,непосредственно связанную с движением транспортных средств. Очевидно, что и вотношении иных, рассмотренных выше категорий лиц, кадровик может начатьпроцедуру заключения трудового договора и приема на работу, только при наличиимедицинского заключения.

Часть пятая статьи 213Трудового кодекса РФ устанавливает обязательность психиатрическогоосвидетельствования не реже 1 раза в 5 лет для работников, осуществляющихотдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышеннойопасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственныхфакторов), а также работающих в условиях повышенной опасности. Условия опредварительности такого освидетельствования при поступлении на работу даннаянорма прямо не предусматривает. Но если работник принимается на работу вучебно-воспитательное учреждение и медицинским психиатрическим противопоказаниемявляются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкимиили часто обостряющимися болезненными проявлениями, а также эпилепсия, тонеужели в том, что у работника нет этих заболеваний, работодатель можетубедиться только через 5 лет? Перечень медицинских психиатрическихпротивопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональнойдеятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности,утвержден постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 (сизм. на 21.07.2000). Ознакомившись с ним, кадровик может составить спискиработ, при приеме на которые он должен потребовать прохождения психиатрическогоосвидетельствования и представления медицинского заключения. Кстати, вотношении педагогической деятельности из этого порядка планируется сделатьизъятие. Поскольку, в силу статьи 331 Трудового кодекса РФ перечнисоответствующих медицинских противопоказаний, при наличии которых лица недопускаются к педагогической деятельности, устанавливаются не постановлениемПравительства РФ, а федеральными законами.

Кроме вышеперечисленныхслучаев, медицинское заключение представляется при заключении трудовогодоговора о выполнении работ вахтовым методом. Оно должно подтверждать, что лицоне имеет медицинских противопоказаний к этим работам.

Только при наличии медицинскогозаключения возможно заключение трудового договора с лицами, прибывшими в районыКрайнего Севера и приравненные к ним местности (статья 324 Трудового кодексаРФ). Причем, в заключении должно быть однозначно указано, что противопоказаниядля работы и проживания в данных районах и местностях отсутствуют.

В Трудовом кодексе РФустановлены и иные случаи, при которых медицинское заключение играет важнуюроль и при заключении трудового договора, и, как следствие, при предоставленииработникам отдельных гарантий.

При поступлении на работуналичие у человека медицинского заключения не обязательно. Инициативамедицинского осмотра должна исходить от кадровика или иного лица, отвечающегоза прием работников и заключение трудовых договоров. Для этого поступающему наработу на руки выдается направление на медицинский осмотр.

Согласно Положению о проведенииобязательных предварительных при поступлении на работу и периодическихмедицинских осмотров работников, утвержденному приказом Минздрава России от14.03.1996 № 90, "работникам, прошедшим осмотр и признанным годными кработе с вредными, опасными веществами и производственными факторами,заключение выдается на руки". В том случае, когда работникам противопоказанаработа с вредными, опасными веществами и производственными факторами или вконфликтных случаях, им на руки выдается заключение клинико-экспертной комиссии(КЭК), а копия пересылается в 3-дневный срок работодателю, выдавшемунаправление.

II. Когда нужна справкао характере и условиях труда?

Согласно статье 283 Трудовогокодекса РФ при приеме на работу по совместительству в другую организацию,работник обязан предъявить работодателю паспорт или иной документ,удостоверяющий личность. Кроме этого, при приеме на работу по совместительству,требующую специальных знаний, работодатель имеет право потребовать от работникапредъявления диплома или иного документа об образовании или профессиональнойподготовке либо их надлежаще заверенных копий, а при приеме на тяжелую работу,работу с вредными и (или) опасными условиями труда - справку о характере иусловиях труда по основному месту работы. Это и есть еще одиндополнительный документ. Если раньше при поступлении на работу посовместительству не по месту основной работы гражданин обязан был в любомслучае представлять справку об основном месте работы (абзац 4 пункта 1постановления Совмина СССР от 22.09.1988 № 1111 (с изм. и доп.), то всоответствии с новым Трудовым кодексом РФ справка требуется только при приемена некоторые работы. Очевидно, законодатели исходили из того, что работодательне по основному месту работы самостоятельно должен обратиться к работодателю поосновному месту работы для того, чтобы убедиться в приеме работника именно посовместительству и наличии у него основного места работы.

III. Справка о наличии(отсутствии) судимости в некоторых случаях все еще нужна

В отношении лиц, имеющихнеснятую или непогашенную судимость, федеральные законы предусматриваютотдельные ограничения, в том числе на занятие определенными видамидеятельности, выполнение определенных работ. Прежде всего, законодательством огосударственной службе запрещено заключение контрактов с гражданами, имеющимисудимости. Такое же ограничение, только в отношении иной категории работников, предусмотренои самим Трудовым кодексом РФ. Так, согласно статье 331 Трудового кодекса РФ кпедагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельностьзапрещена приговором суда, а также лица, которые имели судимость заопределенные преступления. Если система государственной службы предполагаеттотальную проверку статуса поступающего на службу, в том числе и по такомупараметру, как наличие судимости, то, например, образовательное учреждениетакими полномочиями, а тем более необходимым для этого аппаратом нерасполагает, а допустить человека к педагогическому процессу, не убедившись вотсутствии судимости, не может. Однако все это не дает права требовать справкиоб отсутствии судимости. Для этого можно направить запрос в органы внутреннихдел, но с соблюдением всех правил, предусмотренных нормами Трудового кодекса РФо защите персональных данных работника.

Есть еще один момент. ПриказомМВД России от 01.11.2001 № 965 была утверждена "Инструкция о порядкепредоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости".Согласно ей, гражданин сам может обратиться в органы внутренних дел, где ему поего заявлению выдадут справку. Но кадровикам не предоставлено право требоватьот работника представления такой справки, за некоторым исключением. Речь идет отех случаях, когда заключается трудовой договор с руководителем организации, атакже с лицами, претендующими на должности в исполнительном органе управления.

Здесь нужно выделить двааспекта.

Первый. Занимать указанныедолжности, то есть осуществлять функции единоличного исполнительного органаакционерного инвестиционного фонда, и входить в состав совета директоров(наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа акционерногоинвестиционного фонда не могут лица, имеющие судимость за преступления в сфереэкономической деятельности или за преступления против государственной власти,интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления(Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах").Такой же запрет установлен в отношении кандидатов на должности руководителякредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации и егозаместителей - наличие у них судимости за совершение преступлений в сфереэкономики является основанием для отказа в регистрации кредитной организации ивыдачи ей лицензии на осуществление банковских операций (Закон РФ от 02.12.1990№ 395-I "О банках и банковской деятельности"). Таким образом,потребность в информации о судимости указанных лиц есть, а реального механизмаее получения от соискателей пока нет.

Второй. С руководящимидолжностями законодательство связывает отдельные виды наказаний, как уголовных,так и административных в соответствии с новым Кодексом РФ об административныхправонарушениях.

Прежде всего, статьей 44Уголовного кодекса РФ предусмотрено такое уголовное наказание, как лишениеправа занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью. Оно состоит в запрещении занимать должности на государственнойслужбе, в органах местного самоуправления либо заниматься определеннойпрофессиональной или иной деятельностью; устанавливается оно на срок от 1 годадо 5 лет в качестве основного вида наказания и на срок от 6 месяцев до 3 лет вкачестве дополнительного (статья 47 УК РФ). Как кадровику узнать, не лишен лисоискатель права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью? Согласно статье 37 Уголовно-исполнительного кодекса РФосужденные к лишению права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью обязаны исполнять требования приговора, представлятьпо требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные сотбыванием указанного наказания, а также сообщать в уголовно-исполнительнуюинспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении с работы. Еслиформально запрет работником и работодателем все же нарушен, то есть работникпринят на запрещенную ему должность, то, прежде всего, самауголовно-исполнительная комиссия уведомит работодателя о том, что он неисполняет (нарушает) вступившие в законную силу приговор суда, решение суда илииной судебный акт о лишении права занимать определенные должности илизаниматься определенной деятельностью. Также будет привлечен к ответственностии сам осужденный, а трудовой договор, заключенный с ним, будет подлежатьрасторжению.

Поскольку уголовное наказаниепреследует прежде всего цели по пресечению поступления на должностигосударственной и муниципальной службы, то административное наказание в видедисквалификации, вводимое с 01.07.2002 новым Кодексом РФ об административныхправонарушениях, ориентировано на все организации. Согласно статье 3.11 КоАП РФдисквалификация заключается в лишении физического лица права заниматьруководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица,входить в совет директоров (наблюдательный совет). Напомню, что по статье 273Трудового кодекса РФ руководителем организации признается физическое лицо,которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляетруководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличногоисполнительного органа. Таким образом, нормы статьи 3.11 КоАП РФ полностьюраспространяются на руководителей организации. Но опять же, требовать отпринимаемого на должность руководителя организации документ, подтверждающий,что он не дисквалифицирован, кадровик не вправе. В соответствии с частью второйстатьи 32.11 КоАП РФ, при заключении договора на осуществление деятельности поуправлению юридическим лицом уполномоченное лицо обязано запросить информацию оналичии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестрдисквалифицированных лиц. Что это будет за орган и как можно будет получитьтакую информацию из реестра - определят подзаконные нормативные правовые акты,принятые в будущем во исполнение КоАП РФ.

IV. Нужна ли справка озаработной плате и кому?

Анализируя перечень "иныхдокументов", нельзя обойти вниманием справки с предыдущего места работы.Формально право на требование работодателем одного вида таких справок, былозакреплено статьей 8 Закона РФ от 07.12.1991 № 1998-I "О подоходном налогес физических лиц" - справка о заработной плате была необходима дляподтверждения доходов, полученных по прежнему месту работы. Следует отметить,что требовать такой документ при приеме на работу (то есть при заключениитрудового договора) работодатели и тогда не имели права. Сначала человекоформлялся по всем правилам, установленным законодательством о труде, и толькопосле этого бухгалтерия могла попросить работника представить справку озаработной плате с предыдущего места работы.

В настоящее время статья 218части второй Налогового кодекса РФ устанавливает необходимость представлениясправки о полученных налогоплательщиком доходах, выдаваемой предыдущимработодателем - налоговым агентом. Это случай, когда налогоплательщикначал работать не с первого месяца налогового периода, и решается вопрос опредоставлении ему налоговых вычетов, предоставляемых по новому месту работы,но с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому местуработы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты.Воспользоваться таким правом работодатель (а в данном случае - это бухгалтерия)также может в период работы работника, то есть после заключения трудового договора.

Кстати, согласно статье 62Трудового кодекса РФ по письменному заявлению работника работодатель в числекопий документов, связанных с работой, обязан не позднее 3-х дней со дня подачизаявления выдать работнику справки о заработной плате, периоде работы у этогоработодателя.

V. Характеристики ирекомендации можно попросить... Но лучше у прежних работодателей

Несмотря на запреты,устанавливаемые еще статьей 19 КЗоТ РФ, работодатели очень часто требовали отпоступающих на работу предоставления характеристик с прежнего места работы. Внастоящее время, законодательство устанавливает необходимость такого документатолько при сдаче отдельных квалификационных экзаменов, аккредитации ипроведении иных мероприятий.

Если же работодателю важномнение предыдущего работодателя или рекомендации бывших коллег соискателя, тоон не вправе требовать предоставления таких документов от работника, а можеттолько вежливо спросить, есть ли у соискателя возможность представить такиедокументы, и не хочет ли он это сделать. Но лучше всего обратиться напрямую попрежнему месту работы, при этом выполнив требования статей Главы 14 Трудовогокодекса РФ.

Скорее всего, федеральныезаконы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, устанавливающиеособенности приема на работу отдельных категорий граждан, все же последуют. Этоочевидно в силу того, что и законодательство об информации, и пенсионноезаконодательство, и законодательство о государственной и муниципальной службеподверглись и будут подвергаться существенным изменениям. А пока документы, непредусмотренные Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указамиПрезидента РФ и постановлениями Правительства РФ, требовать запрещено.

Поэтому будьте очень аккуратны,предлагая работнику предъявить тот или иной документ.

[1]Указ Президента РФ от 13.03.1997 № 232 "Об основном документе,удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территорииРоссийской Федерации".

[2]Положение о паспорте гражданина РФ, утвержденное постановлением ПравительстваРФ от 08.07.1997 № 828 (с изм. на 22.01.2002)

[3] Утверждена постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162 (с изм. на 19.10.1990).

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».