Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N8 / 2002

Социальные амортизаторы и судебная система

Лазарев В.Ф.,

руководитель Департамента
по урегулированию коллективных трудовых споров
и развитию социального партнерства Минтруда России

Проблемы рассмотрения трудовых споров в судах общей юрисдикции

Роль рассмотрения трудовых споров в судах общей юрисдикции принижена из-за чрезмерной загруженности судов, а также связанной с этим мотивацией судей на затягивание трудовых дел «из-за их сложности».

По информации Верховного Суда РФ в судах общей юрисдикции в 1997-2001 гг. с рассмотрением трудовых дел сложилась следующая ситуация:

Год

Всего поступило трудовых дел

По сравнению
с предыдущим годом

Удельный вес трудовых дел
от всех гражданских дел

1997

1363651

 

35,1 %

1998

1452434

на 6,5 % больше
чем в 1997 году

30,5 %

1999

951641

на 34,5 % меньше
чем в 1998 году

19,8 %

2000

565598

на 40,6 % меньше
чем в 1999 году

11,7 %

2001
(полгода)

271470

на 11,7 % меньше
чем за 6 месяцев 2000 года

11 %

Сокращение количества трудовых дел в судах за 1997—2001 гг. коррелируется с общей для страны тенденцией по снижению социальной напряженности в эти годы. Этот процесс наглядно иллюстрируется графиком забастовок, проведенных в 1990—2001 гг:

График забастовок

Но, несмотря на это, в сфере коллективно-договорного регулирования трудовых отношений сохраняются недостатки и серьезные проблемы.

Так, причиной более 95% всехзарегистрированных забастовок является невыплата заработной платы учителям. Впринципе, все эти конфликты в соответствии с российским законодательством и потерминологии МОТ являются «конфликтами права», то есть нарушающимииндивидуальные права работников, и для их разрешения не могут быть примененыпроцедуры, предусмотренные Федеральным законом от 23.11.1995 № 175-ФЗ «Опорядке разрешения коллективных трудовых споров» (с изм. на 30.12.2001) и новымТрудовым кодексом РФ. В связи с этим необходимо принятие законопроекта,регламентирующего вопросы коллективной защиты индивидуальных трудовых прав. Вдействующем законодательстве Российской Федерации нормативный правовой акт,регулирующий такой вид забастовок, пока отсутствует.

Совершенствование системыурегулирования трудовых споров, методов ее работы, превращение ее в эффективноработающий социальный амортизатор должны вестись по двум основным направлениям:

  1. Совершенствование действующей досудебной системы урегулирования коллективных трудовых споров (Служба по урегулированию коллективных трудовых споров, временные трудовые арбитражи). По этому направлению первый шаг был сделан в сентябре 2001 г., когда социальными партнерами г. Москвы было создано учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров», которое представляет собой оснащенное современным оборудованием место для работы всех временных трудовых арбитражей г. Москвы.
  2. Специализация действующей судебной системы (в судах общей юрисдикции трудовые дела рассматриваются судьями совместно не с обычными заседателями, а с представителями профсоюзов и работодателей). Это направление не требует дополнительных финансовых средств, но пока встречает сопротивление судебных органов, органов прокуратуры и отдельных профсоюзов. Реализация этой задачи посредством специализации действующей судебной системы через создание специализированных трудовых судов пока что в далекой перспективе.

В большинстве европейских странсформирована специализированная трудовая юстиция в виде трудовых судов илиадминистративных органов. Эти структуры наделены функциями по разрешениютрудовых споров, что составляет отличительную черту правового регулированиятруда в странах развитой рыночной экономики. Специализированные трудовые судысуществуют в Германии, Финляндии, Великобритании, Франции, Австрии, Бельгии,Дании, Люксембурге, Испании, Португалии, Швейцарии (в отдельных кантонах),Швеции и ряде других стран.

Учреждения специализированнойтрудовой юстиции, функционирующие за рубежом уже многие годы (к примеру, воФранции около 200 лет), полностью оправдывают себя. Они на практике доказалисвою значимость и полезность в качестве одного из важнейших институтовсоциально-правовой инфраструктуры.

Компетенцией трудовых судовдолжны стать юридические споры — конфликты права. Такие споры требуют особотщательного соблюдения судебной процедуры, учета многих формально-юридическихмоментов, постоянного обращения не только к трудовому, но и к гражданскому,уголовному, административному праву. Решения по этим спорам должны быть вполной мере легитимными, а конфликтующие стороны до завершения процедурырассмотрения спора не должны оказывать давление друг на друга (прибегать кзабастовкам, локаутам и т.п.).

Совершенствованиедействующей судебной системы за счет создания специализированных федеральныхтрудовых судов

Реализация конституционногоправа на судебную защиту требует как улучшения деятельности судов, так исовершенствования всей судебной системы.

Действующая судебная системаразрешения трудовых споров и гражданско-процессуальное законодательство в настоящеевремя недостаточно ориентированы на защиту трудовых прав граждан, а правовыенормы трудового законодательства существенно ограничивают право гражданина насудебную защиту, что противоречит статье 46 Конституции РФ.

В сфере трудовых и производныхот них отношений появились две негативные тенденции — рост числа нарушенийтрудовых прав граждан и снижение уровня эффективности их судебной защиты.

За последние годы значительновозросло количество трудовых дел в судах:

  • о незаконных увольнениях и переводах;
  • о взыскании заработной платы;
  • о суммировании основного очередного и дополнительного отпусков;
  • об отказе в приеме на работу;
  • об отказе в праве на получение пособий;
  • о возмещении морального вреда и т.д.

Практика свидетельствует, что всудах общей юрисдикции трудовые дела разрешаются годами. Имеют место частыеотмены решений судов по спорам, вытекающим из трудовых, пенсионных и иныхправоотношений из-за неправильного применения обширного, сложного ипротиворечивого законодательства о труде и социальном обеспечении.

Реализация судебной реформы вРоссии осуществляется медленно, что объясняется целым рядом причин, в том числеи недостатком денежных средств.

Одним из факторов,способствующих решению данной проблемы, явилось бы создание специализированныхсудов, рассматривающих судебные дела, вытекающие из трудовых отношений. Этомогло бы кардинально улучшить ситуацию, сложившуюся в России в связи снарушением трудовых и связанных с ними прав работников.

К числу задач судебной реформыв целом относятся защита и неуклонное соблюдение общих конституционных прав исвобод человека в судопроизводстве. Защите трудовых прав, а следовательноповышению эффективности разрешения трудовых споров и конфликтов, также должнобыть уделено особое внимание. Поэтапная реформа судебной системы, решающая этузадачу, могла бы строиться по следующей схеме:

I этап — выделение из состава коллегий по гражданским делам судов общей юрисдикции обособленных подразделений (коллегий, составов), специализирующихся на рассмотрении трудовых споров, и введение их в судах всех инстанций;

II этап — проведение организационных мероприятий законодательного ипрактического характера по учреждению специализированных судов, разрешающих дела по трудовым спорам (по аналогии с арбитражными судами), в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (статья 26);

III этап — проведение мероприятий по фактическому созданию специализированных федеральных трудовых судов в структуре Верховного Суда РФ.

Необходимость создания трудовыхсудов в Российской Федерации обусловлена следующим:

  • значительным количеством судебных дел, вытекающих из трудовых отношений и сегодня рассматриваемых в общем гражданском порядке;
  • качеством их разрешения в судах общей юрисдикции;
  • недостаточной специализацией судей;
  • присутствием на заседании суда народных заседателей, не имеющих необходимых знаний и опыта в области регулирования трудовых правоотношений и разрешения соответствующей категории споров.

Учреждение в Россииспециализированных трудовых судов, на наш взгляд, будет способствовать:

1) созданию реальных гарантий по реализации конституционных прав граждан на судебную защиту в целом и трудовых прав, в частности;

2) обеспечению реального соблюдения требований процессуального законодательства при разрешении трудовых споров в суде;

3) усовершенствованию правового механизма реального и быстрого исполнения судебных решений, особенно по делам о взыскании заработной платы, пособий и других денежных выплат.

Одновременно защитная функциясуда по трудовым делам должна включать всю совокупность мер:

  • по мирному урегулированию разногласий между сторонами спора;
  • по быстрому принудительному восстановлению нарушенных прав и законных интересов субъекта трудового и иного производного от него правонарушения по возмещению в полном объеме имущественного и морального вреда, понесенного работником или работодателем.

К компетенции трудовых судовследует отнести все индивидуальные и коллективные споры по вопросам права,вытекающие из трудовых отношений и отношений по социальному обеспечению, атакже при применении законодательства о занятости населения и др.

В таких судах по заявлениюработодателей и работников можно будет оспаривать все ненормативные акты,ведомственные разъяснения, соглашения о труде и локальные нормативные актыорганизаций, касающиеся условий труда и др.

В законодательстве зарубежныхстран, где созданы специализированные суды по трудовым делам, в соответствии срекомендациями МОТ, указано, что суды должны принимать меры к окончанию какиндивидуальных, так и коллективных споров мирным путем. Поэтому судебныеслушания в трудовых судах начинаются лишь после того, как завершитсяпримирительная процедура. При достижении согласия суды помогают сторонам спораопределить условия мирового соглашения. Примирительная процедура должна и позаконодательству Российской Федерации носить обязательный характер для сторонспора.

При совершенствованиизаконодательства целесообразно предусмотреть обязанность членов судов потрудовым делам на всех стадиях рассмотрения спора оказывать действенную помощьсторонам трудового спора в урегулировании его мирным путем.

Для расширения судебной защитытрудовых прав в ходе проведения судебной реформы целесообразно начать спроведения мероприятий по организации в системе действующих судебных органовспециализированных судебных составов, которые будут разрешать споры, вытекающиеиз трудовых отношений. С другой стороны, по опыту зарубежных стран к ихкомпетенции целесообразно отнести разрешение индивидуальных и коллективныхтрудовых споров права.

Принимая во внимание сказанное,а также существующую традицию, создаваемые суды следует назвать федеральнымитрудовыми судами. В соответствии со статьей 4 Федерального конституционногозакона «О судебной системе Российской Федерации» необходимо подготовить ипринять специальный федеральный конституционный закон «О трудовых судахРоссийской Федерации». Каждому гражданину в этом случае будет ясно, что такойсуд будет разрешать споры, возникающие при применении норм Трудового кодекса РФи других актов о трудовых правах.

В проекте федеральногоконституционного закона «О трудовых судах Российской Федерации» целесообразнобыло бы определить:

  • систему трудовых судов;
  • их компетенцию;
  • особенности процессуальной деятельности судов, включая порядок обжалования их решений;
  • правила формирования судейского корпуса, в том числе требования, предъявляемые к нему;
  • порядок исполнения решений трудовых судов;
  • правовой статус судебных исполнителей.

Также в этом законе следовалобы закрепить:

  1. Принципы деятельности трудовых судов. Главным принципом деятельности трудовых судов является принцип трехстороннего сотрудничества. Трудовой суд должен разрешать трудовые споры в составе профессионального судьи и двух заседателей — одного от работников, рекомендованного профессиональным союзом, и одного от работодателей, рекомендованного объединением работодателей. Преимущество такого состава заключается в том, что члены суда смогут обеспечить квалифицированное разрешение конфликта, поскольку профессиональные судьи таких судов — юристы, хорошо знающие особенности применения трудового права, трудового законодательства и законодательства о занятости, а непрофессиональные судьи (заседатели) — практики, ориентирующиеся в вопросах условий труда и охраны труда, а также экономики в целом.
  2. Организационную структуру судов. Например, определить, что трудовой суд первой инстанции — это районный, муниципальный суд; второй инстанции (кассационный и апелляционный орган) — областной и приравненные к нему суды. Рассмотрение дел в надзорной инстанции надлежит закрепить за Высшим Трудовым Судом РФ, который может включаться в структуру Верховного Суда РФ. Он должен состоять из профессиональных судей (председателя и двух членов суда), хорошо знающих трудовое законодательство, международные договоры и Конвенции (Рекомендации) МОТ.

Процесс в трудовом суде долженбыть значительно дешевле и доступнее, чем в обычном гражданском. Процедураразрешения дел по трудовым спорам должна быть менее формальной, а срокипрохождения дела и исполнения решения — более короткими, чем это принято вобычных гражданских судах. Так, дела о восстановлении на работе и о взысканиизаработной платы, пособий и других выплат должны разрешаться в течение 1месяца, а остальные — в пределах не более 3-х месяцев.

Создание трудовых судов вРоссии повлечет за собой внесение существенных изменений в содержаниеФедерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»,Гражданского процессуального кодекса и ряда других федеральных законов.

В соответствии с ужеустановленным порядком, трудовой суд при рассмотрении трудовых споров не долженразвивать закон, а только применять действующие нормативные правовые акты исоглашения о труде. В случаях пробела в правовом регулировании, он вправеиспользовать аналогию права.

Решения трудового суда,особенно Высшего Трудового Суда РФ, будут иметь большое значение для выработкиединообразного применения нормативных правовых актов и постановки вопроса осовершенствовании законодательства. Однако, они не могут быть использованысудами в качестве обязательного правила при разрешении других трудовых дел.

Над этими планами еще предстоитработать специалистам федеральных органов исполнительной власти, судьям иученым.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».