Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N8 / 2002

Все о высшем органе социального партнерства

Интервью с Олегом Петровичем Фроловым,

ответственным секретарем Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений,
Заслуженным экономистом Российской Федерации

Олег Петрович! Расскажите, пожалуйста, что собой представляет Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений?

Комиссия является высшим органом системы социального партнерства. Основная цель этого органа — согласование социально-экономических интересов Правительства РФ, общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей. Комиссия позволяет оказывать определенное влияние на обеспечение социальной стабильности, а также своевременно предотвращать возможные коллективные споры и конфликты.

Правовую основу деятельности Комиссии составляет Конституция РФ, Федеральный закон 1999 года «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», Трудовой кодекс РФ и другие федеральные законы и нормативные правовые акты.

Кому принадлежала идея создания Комиссии? Кто и как ее создавал?

Инициатива исходила от Федерации независимых профсоюзов и Российского союза промышленников и предпринимателей. Правительство РФ ее поддержало, и Указом Президента РФ от 24.01.1992 № 45 Российская комиссия по регулированию социально-трудовых отношений была создана. В 1993 году ей Указом Президента РФ от 05.02.1993 № 188 был придан статус постоянного органа системы социального партнерства в Российской Федерации.

В ноябре 1995 года в текстЗакона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» была дополнительно включенастатья 20.1, которая установила, что для обеспечения регулированиясоциально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовкипроекта генерального соглашения образуется постоянно действующая Российскаятрехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в которуювходят представители органов государственной власти, представителиобщероссийских объединений профсоюзов и представители общероссийскихобъединений работодателей. Положение о Комиссии надлежало утвердить ПрезидентуРФ, что и было сделано в начале 1997 года (Указ от 21.01.1997 № 29). До этогодеятельность РТК основывалась на Положении, утвержденном постановлениемПравительства РФ от 01.12.1994.

Документ 1997 года определил,что порядок организационного и материально-технического обеспеченияустанавливается Правительством РФ. В настоящее время актом, в котором решаютсяэти вопросы, является постановление Правительства РФ от 05.11.1999 № 1229 «Опорядке обеспечения деятельности Российской трехсторонней комиссии порегулированию социально-трудовых отношений».

Вот вкратце и вся историястановления РТК.

Менялись ли за это время ее цели и задачи?

Первоначально (в 1992 году) перед Комиссией ставились задачи по подготовке Генерального соглашения на 1992 год между общероссийскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством РФ, оказанию содействия в заключении отраслевых тарифных соглашений и урегулированию коллективных трудовых споров.

С принятием Федерального закона«О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовыхотношений» в значительной мере был ликвидирован создавшийся в современныхусловиях хозяйствования правовой вакуум в развитии социального партнерства. Поновому Закону основными целями Комиссии являются регулированиесоциально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересовсторон.

Что же касается задач, то онитакже определены в названном Законе. Это ведение коллективных переговоров иподготовка проекта генерального соглашения, содействие договорномурегулированию социально-трудовых отношений, проведение консультаций по вопросамразработки проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов вобласти социально-трудовых отношений, согласование позиций сторон по основнымнаправлениям национальной политики и так далее. Цитировать нормы Закона небуду, а только обращу внимание на то, что задача по подготовке генеральногосоглашения не исчерпывается его подписанием — в течение всего срока действияэтого акта Комиссия рассматривает вопросы, возникающие в ходе его выполнения.

Как формируется Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений?

Как следует из ее названия, она является трехсторонним органом. Сторонами в данном случае являются общероссийские объединения профессиональных союзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство РФ. Состоит Комиссия из представителей этих сторон.

Представительство определяетсякаждой стороной самостоятельно в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации (в первую очередь, Федеральным законом «О Российской трехстороннейкомиссии по регулированию социально-трудовых отношений»), а также с уставамисоответствующих объединений.

Каждое общероссийскоеобъединение профсоюзов, общероссийское объединение работодателей,зарегистрированное в установленном порядке, вправе направить одного своегопредставителя в состав соответствующей стороны Комиссии. Утверждение этихпредставителей, равно как и их замена, производится в соответствии с решениямисовещаний представителей сторон. Что же касается представителей ПравительстваРФ, то их утверждение и замена осуществляются в соответствии с постановлением(распоряжением) Правительства РФ.

Представители сторон являютсячленами Комиссии. Их количество (от каждой стороны) не может превышать 30человек.

А как сегодня выглядит состав Комиссии?

В настоящее время в нее входят 30 представителей федеральных органов исполнительной власти (их состав утвержден постановлением Правительства РФ), 30 представителей общероссийских объединений профсоюзов и 29 представителей российских объединений работодателей.

Значит от работодателей представителей меньше? Пусть даже на одного человека — но как же с равенством?

По различным причинам численность представителей какой-либо стороны может в какой-то конкретный момент быть меньше 30 человек (например, по причине увольнения или перехода на другую работу, ухода на пенсию члена Комиссии и др.). Но в любом случае полномочия стороны сохраняются, так как решение она принимает большинством голосов — более 15.

Хорошо. А внешне выраженную структуру Комиссия имеет? Выделены ли в ее составе какие-либо структурные подразделения?

Значительная часть работы, связанная с подготовкой материалов, вносимых на рассмотрение заседаний Комиссии, проведением экспертизы проектов законодательных актов, контролем за выполнением решений Комиссии, проводится в ее постоянно действующих трехсторонних группах. По сути это и есть структурные подразделения. Решением Комиссии было образовано семь таких групп в соответствии с тематикой разделов генерального соглашения. В их компетенцию входит предварительное рассмотрение вопросов, вносимых на заседания Комиссии. К работе в них привлекаются специалисты, эксперты министерств и ведомств, объединений профсоюзов и объединений работодателей. Всего членами рабочих групп утверждено 70 человек.

Кто такие «координаторы»?

Координатором Комиссии с 1998 года является Заместитель Председателя Правительства РФ Валентина Ивановна Матвиенко. Ее задачей является организация деятельности Комиссии, председательство на заседаниях, утверждение рабочих групп, подписание Регламента Комиссии, планов работы и решений, руководство секретариатом. Кроме того, в силу Федерального закона «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» она утверждает состав рабочих групп; запрашивает у органов исполнительной власти необходимую информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных договорах; приглашает для участия в работе Комиссии представителей общероссийских объединений профсоюзов и объединений работодателей, федеральных органов исполнительной власти, не являющихся членами Комиссии, а также, если требуется — ученых и специалистов, представителей других организаций; направляет членов Комиссии для участия в заседаниях по вопросам, связанным с регулированием социально-трудовых отношений, которые проводят объединения профсоюзов, объединения работодателей и их органы; информирует Президента РФ, федеральные органы государственной власти о деятельности Комиссии, а Комиссию — о принимаемых Президентом РФ и Правительством РФ мерах в области социально-трудовых отношений. В период между заседаниями Координатор в пределах своей компетенции еще и проводит консультации с координаторами сторон по вопросам, требующим оперативного решения.

Есть еще и координаторы сторон.

А что координируют координаторы сторон?

Деятельность каждой из сторон! Михаил Викторович Шмаков (Председатель Федерации независимых профсоюзов) координирует деятельность своей стороны, представляющей общероссийские объединения профсоюзов и избравшей его координатором; Олег Витальевич Еремеев (Генеральный директор Координационного совета объединений работодателей России) — стороны, представляющей общероссийские объединения работодателей. А координатором стороны, представляющей Правительство РФ, является Александр Петрович Починок — Министр труда и социального развития РФ. В качестве координатора его назначило Правительство РФ.

Координатор каждой стороныорганизует совещания своих представителей в целях уточнения их позиций повопросам, внесенным на рассмотрение Комиссии, приглашает для участия в работеКомиссии представителей объединений и федеральных органов исполнительнойвласти, не являющихся членами Комиссии, а также ученых и специалистов,представителей других организаций.

Кто, кроме г-на Еремеева, в РТК, представляет интересы работодателей?

В состав стороны, представляющей общероссийские объединения работодателей, входят президенты союзов общественных объединений предпринимателей и арендаторов России, предпринимателей малого и среднего бизнеса, работодателей машиностроения, работодателей атомной энергетики, работодателей промышленности и науки России, союзов химиков, автотранспортников, лесопромышленников, лесоимпортеров, горнопромышленников России, агропромышленного союза. Также интересы работодателей в РТК представляют президенты ассоциаций и открытых акционерных обществ горнометаллургического комплекса, легкой и текстильной промышленности, судовладельцев, подрядных организаций в дорожном хозяйстве и представители других отраслей.

Одним из важнейшихзаконопроектов для данной стороны Комиссии является проект федерального закона«Об объединениях работодателей», который был подготовлен с участием членов РТКи сейчас находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ. После введения вдействие этого закона состав стороны работодателей, возможно, будетпересмотрен. В принципе, решение о формировании состава, принимает самасторона.

Кто и как составляет планы работы Комиссии?

Работа Комиссии строится в соответствии с Регламентом, утвержденным ею же, планами реализации генерального соглашения, утверждаемыми каждой стороной, а также предложениями сторон, членов Комиссии по рассмотрению тех или иных вопросов на заседаниях Комиссии и в ее рабочих группах.

Для того, чтобы наиболееэффективно использовать возможности Комиссии, уточняется механизм направления внее проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросамрегулирования социально-трудовых отношений и проводятся соответствующиеконсультации. Таким способом активизируется участие представителей профсоюзов иработодателей в разработке проектов. Это нужно для более полного учета ихпозиции по вопросам социальной политики.

Также осуществляются меры поразвитию связей Комиссии с аналогичными структурами в субъектах РоссийскойФедерации. Поскольку принятие отдельных решений осуществляется на основеобобщения международного опыта, Комиссия сотрудничает с Московским бюро МОТ.

Так что планы работы Комиссиивсегда корректируются в зависимости от различных факторов.

Каким вопросам в работе Комиссии уделяется особое внимание?

Сейчас это прежде всего вопросы обеспечения деятельности, связанной с контролем выполнения подписанного 21 декабря 2001 года Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством РФ на 2002—2004 гг. Организация рассмотрения проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, федеральных программ по вопросам регулирования трудовых отношений, социального развития — это также объект внимания РТК. Кроме этого — обеспечение связей Комиссии с федеральными органами государственной власти, подразделениями Аппарата Правительства РФ, общероссийскими объединениями профсоюзов и объединениями работодателей.

Вы спрашиваете об особомвнимании? Оно уделяется всем вопросам. Только в этом году на заседанияхКомиссии, в ее рабочих группах было рассмотрено более пятидесяти проектовзаконодательных и иных нормативных правовых актов. За это время значительноулучшились связи Комиссии с законодательными органами власти. Так, из числарассмотренных на заседаниях РТК, десять законопроектов были направлены Советоми Комитетами Государственной Думы РФ.

А остальные проекты кем были представлены?

Остальные вносились федеральными органами исполнительной власти в соответствии с планом мероприятий по реализации Генерального соглашения на 2002—2004 гг.

Трудовым кодексом РФ предусмотрено участие РТК в решении многих вопросов. Так, например, при принятии значительной части важнейших нормативных правовых актов должно учитываться мнение РТК. Представлены ли в РТК проекты этих актов и каким образом будет учитываться мнение Комиссии?

Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2002 № 516-р был утвержден План подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства РФ, необходимых для реализации Трудового кодекса РФ. На заседании рабочей группы РТК 19 июня текущего года были рассмотрены представленные министерствами проекты Постановлений Правительства РФ, подготовленные в соответствии с Планом во втором квартале текущего года. Высказанные в процессе консультаций письменные замечания и предложения членов РТК будут доведены до разработчиков с целью их учета при доработке проектов. В случае необходимости обсуждение вопросов будет вынесено на заседание Комиссии.

Как Вы думаете, скоро ли эти акты пройдут процедуру рассмотрения в Комиссии и будут представлены непосредственно на подпись Председателю Правительства РФ?

Согласно Регламенту Правительства РФ проекты, внесенные в установленном порядке и согласованные с Минюстом России и Минфином России, оформляются, как правило, в течение одного месяца

Как часто созываются заседания РТК и как они проходят?

Регулярность определяется Регламентом Комиссии. Как правило — один раз в месяц в соответствии с планом, формируемым на основе предложений рабочих групп. Кроме того, координатор каждой из сторон по ее поручению вправе вносить координатору Комиссии предложение о проведении внеочередного заседания. В этом случае заседание Комиссии созывается в течение двух недель со дня поступления предложения.

Как проходят заседания? Рабочиегруппы вносят проект решения Комиссии по предлагаемому вопросу и определяютсвоего представителя для содоклада. На заседание вносятся, как правило, подва-три основных вопроса. Практикуется также рассмотрение предложений сторон вблоке «разное».

Заседание проводится в зданииДома Правительства Российской Федерации. Участвуют в нем члены Комиссии иприглашенные по предложению координаторов сторон руководители министерств иведомств, эксперты и специалисты — всего от 100 до 150 человек.

Ведет заседание координаторКомиссии.

Как принимаются решения на заседании РТК?

Решение Комиссии считается принятым, если за него проголосовали все три стороны. Порядок принятия решения каждой стороной определяется Регламентом Комиссии.

Принятое решение оформляетсяпротоколом, который подписывают координаторы сторон. Если члены Комиссии несогласны с решением, то они вправе требовать занесения их особого мнения впротокол заседания.

Кто чаще всего идет на уступки, и, соответственно, кто чаще всего отказывается от компромисса?

Понимаете, в Комиссии проводятся консультации и согласование позиций сторон, а не войны за принятие того или иного решения. Основной принцип формирования Комиссии — добровольность участия сторон в ее деятельности.

На практике никто не идет науступки и никто не отказывается от компромиссов.

Правительственная сторонарассматривает все обращения и заявления стороны профсоюзов и стороныработодателей, а ее официальная позиция доводится до их сведения.

Действия социальных партнеровдолжны быть согласованными. Основным документом, определяющим схему этихдействий, является Генеральное соглашение на 2002—2004 гг., к которому приложенпротокол разногласий. В частности, в протоколе изложена позиция профсоюзов онеобходимости установления уже в 2002 году минимального размера заработнойплаты не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.

В целом, реализация Комиссиейпредоставленных ей Законом прав, не препятствует объединениям профсоюзов иобъединениям работодателей реализовывать свои права на основании соответствующихфедеральных законов.

Значит победителей нет, побежденных тоже. Тогда спрошу по другому: по каким вопросам (законопроектам) решения принимались наиболее сложно?

Наиболее остро в Комиссии всегда обсуждаются вопросы, связанные с формированием средств на развитие социальной сферы, повышением заработной платы бюджетникам, увеличением минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума, введением единого социального налога и других жизненно важных вопросов социальной политики. На практике, углубленная проработка законопроектов, по которым не достигнуто согласованной позиции в рамках Комиссии, переносится в комитеты Государственной Думы РФ. Так, например, было с Трудовым кодексом РФ.

А какое участие Комиссия принимала в принятии Трудового кодекса РФ?

Самое непосредственное. Правительственный вариант проекта Трудового кодекса РФ был внесен в Государственную Думу РФ с некоторыми разногласиями с социальными партнерами. Так, не было учтено предложение профсоюзов о сохранении за ними права «вето» на увольнение работников по большинству оснований, об участии профсоюзов в управлении предприятием и другие.

Учитывая важность иполитический характер документа, Государственная Дума РФ приняла решение осоздании рабочей группы, в которую вошли представители всех сторон Комиссии,которые и занимались подготовкой согласованного варианта. Кстати, в самойКомиссии была организована проработка семи альтернативных вариантов Трудовогокодекса РФ.

Как реально влияют решения РТК на социально-трудовые отношения в России?

Методики оценки количественного и качественного влияния решений Комиссии на социально-трудовые отношения пока не разработаны. Судя по темпам повышения уровня и качества жизни населения за последние годы, пока этого недостаточно. Но, возьмем тот же Трудовой кодекс РФ. С его принятием в России наконец-то закреплена и конкретизирована система трудовых прав и свобод, а также гарантий их соблюдения и защиты. Этот документ напрямую регулирует отношения работников и работодателей. Вместе с другими нормативными правовыми актами, которые были и еще будут приняты, сформируется завершенный комплекс норм, регулирующих вопросы труда и его условий на современном этапе.

Говоря о степени влияниярешений Комиссии на социально-трудовые отношения, необходимо отметить, что еестатус все же позволяет оказывать определенное воздействие на обеспечениесоциальной стабильности, своевременно предотвращать коллективные споры иконфликты.

Социальное партнерство в Россиипока находится в стадии становления. Развитие этой системы взаменадминистративного регулирования вопросов труда, направлено на созданиеработникам таких условий, которые позволят им собственным трудом обеспечитьдостойную жизнь себе и своим семьям.

Принцип трипартизма в решениисоциально-трудовых вопросов на основе диалога социальных партнеровпредусматривает прежде всего регулирование трудовых отношений, в том числетрудовых споров. Для того, чтобы избежать последних, решения Комиссии должныбыть взвешенными и согласованными, в противном случае влияние (но уженегативное) ее решений будет очевидным.

Правительство РФ приопределении целей и основных направлений социальной политики, повышениякачества жизни максимально учитывает предложения социальных партнеров, исходяиз необходимости обеспечения приоритетных целей социального прогресса в Россиии основных социальных прав граждан.

И все же, в чем конкретно рядовой гражданин может увидеть результаты работы Комиссии?

Одним из важнейших этапов социального диалога в Комиссии явилось подписание 21 декабря прошлого года Генерального соглашения, о котором мы уже говорили. Оно устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне, а также определяет обязательства сторон в области занятости населения, поэтапного повышения социальных гарантий гражданам и социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспечения роста доходов трудящихся по мере стабилизации экономики, реализации целевых социально-экономических программ.

Конкретные меры поосуществлению договоренностей предусмотрены в планах мероприятий ПравительстваРФ, общероссийских объединений профсоюзов и объединений работодателей пореализации этого Генерального соглашения.

В перспективе этим документоммогут регулироваться вопросы минимальной заработной платы, прожиточногоминимума и другие социальные нормативы с последующим принятием ГосударственнойДумой РФ согласованных сторонами законодательных актов. Такая практика,например, имеется в г.Москве.

Работа Комиссии на первыйвзгляд может быть и не очень заметна. Средства массовой информации нерассказывают населению о решениях Комиссии ни с экранов телевизоров, ни с полособщенациональных газет. Но в том, что рост благосостояния и социальнойзащищенности населения зависит, в том числе, от РТК, сомневаться не приходится.

Кстати, откуда, например, руководители организаций, директора служб персонала могут узнать о деятельности Комиссии?

Регулярная информация о работе Комиссии размещается секретариатом Комиссии на правительственном сайте в Интернете. Там же можно найти много полезной информации по социальному партнерству, например, о его опыте в регионах России.

Кто осуществляет контроль за деятельностью РТК и из каких источников финансируется ее деятельность?

Контролируют ее деятельность сами стороны и при необходимости делают соответствующие заявления координатору Комиссии.

Материально-техническое иорганизационное обеспечение деятельности Комиссии осуществляется ПравительствомРФ. Непосредственно организационным обеспечением занимается секретариаткомиссии, работники которого назначаются Руководителем Аппарата ПравительстваРФ и входят в состав Секретариата Заместителя Председателя Правительства РФ(координатора Комиссии). Он и осуществляет подготовку заседаний Комиссии и еерабочих групп, их связь с подразделениями Аппарата Правительства РФ,федеральным органами государственной власти, объединениями профсоюзов иобъединениями работодателей, ведение делопроизводства, а также организует выполнениепоручений координатора Комиссии. К слову — за 2001 год и первую половину 2002года в секретариат поступило свыше 1200 документов, подлежащих рассмотрению вКомиссии или находившихся на контроле в связи с поручениями Правительства РФ.

Подводя итоги деятельности РТК более чем за десятилетнее существование, что, в первую очередь, нужно отметить?

С 1992 года Комиссией было подготовлено к заключению 8 генеральных соглашений. По состоянию на 1 июля текущего года на 125 заседаниях РТК было рассмотрено более 380 вопросов, связанных с заключением генеральных соглашений, контролем за их выполнением, экспертизой проектов законодательных актов, федеральных программ, решений федеральных органов исполнительной власти, предотвращением коллективных трудовых споров и конфликтов.

Проведен значительный объемработы по подготовке проектов федеральных законов, нормативных правовых актовПрезидента РФ и Правительства РФ. Подготовлен и внесен в Государственную ДумуРФ ряд основополагающих законопроектов, направленных на существенноереформирование действующего социально-трудового законодательства.

Начали давать практическуюотдачу ранее принятые законы, регулирующие отношения социальных партнеров — «Околлективных договорах и соглашениях», «О регулировании коллективных трудовыхспоров», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности»,другие.

Принимаются меры по реализацииФедеральных законов «Об обязательном социальном страховании от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний» и «Об основах охранытруда в Российской Федерации». Для этого разрабатывается механизм социальнойзащиты трудящихся от профессиональных рисков, включающий принятие в развитиеуказанных законов соответствующих подзаконных актов.

В последнее время положение делв социальной сфере улучшается, хотя не так быстро и значительно, как хотелосьбы. Правительством РФ практически ликвидирована задолженность по выплате изфедерального бюджета заработной платы учителям, врачам и другим работникамсоциальной сферы, приняты меры по существенному увеличению минимального размераоплаты труда, приближению размера пенсий к величине прожиточного минимума.

А ведь еще недавно профсоюзами организовывались масштабные акции протеста: митинги, пикетирование зданий органов государственной власти, в том числе и Дома Правительства РФ, обращения через прессу, коллективные письма и телеграммы!

Да. Но и в ближайшем будущем, повидимому, избежать полностью коллективных выступлений не удастся, так как в ходе экономической реформы главными причинами конфликтов являются взаимные неплатежи, длительные задержки выплаты заработной платы, требования индексации задержанной суммы заработка с учетом уровня инфляции, проблемы занятости, условий и охраны труда, решение которых зависит от результатов работы экономики страны.

Прежде всего, социальнуюопасность представляют неорганизованные стихийные выступления, направленные надестабилизацию политической обстановки.

Сейчас акции протестапрофсоюзов стали более организованными и целенаправленными. Наряду стребованиями о ликвидации задолженности по заработной плате и социальнымвыплатам, к органам государственного управления стали предъявляться претензииполитического характера.

Пока нельзя констатироватьналичие конструктивного делового сотрудничества и взаимопонимания с профсоюзамии работодателями в проведении на основе социального партнерства курса повопросу выхода страны их кризисной социально-экономической ситуации.

Предъявляя справедливыетребования о необходимости увеличения заработной платы и ликвидации накопленнойзадолженности, профсоюзные органы недостаточно организуют работу по проверкамнарушений законодательства по оплате труда для подготовки материалов крассмотрению в суде. На многих предприятиях коллективные договоры не заключены.

О многочисленных случаяхнарушения законодательства об оплате труда свидетельствуют выявленныеРострудинспекцией факты. Имеются случаи незаконного расходования средств,предназначенных для выплаты заработной платы, чрезмерного применениянатуральной оплаты труда, ущемляющей экономические интересы работников. Асколько было выявлено фактов принуждения граждан к расторжению трудовыхдоговоров, которое освобождало работодателей от необходимости выплачиватьпредусмотренные законодательством компенсации?

В этих условиях вопросы обеспечения социальногомира приобретают первостепенное значение, а их решение невозможно безэффективного функционирования всеобъемлющей системы защиты интересов всехучастников трудовых отношений, соблюдения ими трудовых норм. Основой такойсистемы является социальное партнерство, организация социального диалога междупрофсоюзами и работодателями с участием Правительства РФ в рамках Российскойтрехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.Результативность последней зависит от активности координаторов сторон и всех еечленов.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».