Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2003 год | Статьи из номера N1 / 2003

Мотивация и развитие отдела продаж как ключ к развитию бизнеса

Статья подготовлена Академией Брайана Трейси,
по материалам Б. Трейси

Практически перед каждым HR директором стоит задача вносить вклад в развитие бизнеса, управляя процессом работы с персоналом. Сложность заключается в том, что многие задачи, которые реализует HR, имеют отсроченный результат, который может проявляться не сразу, а через существенный период времени.  Но к счастью, есть в арсенале HR директора инструменты, которые позволяют сделать ценность работы HR подразделения явной и важной в короткий период времени. Речь идет о рекрутинге, обучении и развитии персонала, и о нематериальной мотивации.

Что касается рекрутинга, то умение приводить в компанию «правильных» людей в нужное время всегда высоко ценилось и ценится руководством.  Если говорить про обучение, то здесь все немного сложнее, т.к. не все развивающие активности дают мгновенный результат. Но все-таки есть виды обучения, которые могут принести пользу быстро и явно. Речь идет в первую очередь про обучение «продающего» персонала. Так как навыки и компетенции продавцов являются гарантом успешного и стабильного существования компании на рынке.

Есть мнение, что «настоящий продавец» должен обладать врожденными талантами в общении, умении слушать, слышать и убеждать. То есть продавцы – это сотрудники, требующие, специального подхода для «огранки» и совершенствования их талантов. Существует и другое мнение, что абсолютно любым навыкам можно научиться. В любом случае роль обучения в развитии менеджеров по продажам велика.

В данной статье мы поговорим об основных способах развития нематериальной мотивации сотрудников отдела продаж.

Одна из самых трудных и актуальных задач сегодня в мире бизнеса  – это мотивация сотрудников отдела продаж. Задача руководителя и HR службы - мотивировать данных сотрудников на достижение результатов, обучение и постоянное совершенствование.

Невозможно заставить продавца быть внимательным и доброжелательным к клиенту. Его невозможно заставить любить продукт и свою компанию. Необходимо сделать так, чтобы продавец сам это захотел, и только в этом случае он и ваш бизнес будут успешны.

Основная составная часть нематериальной мотивации продавцов - их самооценка. Необходимо обеспечить, чтобы сотрудники отдела продаж чувствовали себя важными для компании, чувствовали себя победителями. Нужно позволить им чувствовать, что их вклад важен и необходим, и это работа руководителя службы продаж и HR службы.

Роль руководителя отдела продаж очень велика в вопросе нематериальной мотивации и результативности сотрудников отдела продаж по следующим причинам:

  1. Руководитель службы продаж сильнее всех влияет на результат работы службы.
  2. Роль руководителя по продажам – постоянно воодушевлять и мотивировать.
  3. Руководитель отдела продаж должен быть примером для своих сотрудников, он должен быть самоорганизованным и позитивным даже в условиях стресса.
  4. Все что делает и говорит руководитель отдела продаж, влияет на результаты работы подчиненных.

Можно выделить три главных проблемы продавцов, которые необходимо учитывать при разработке системы нематериальной мотивации:

  1. Продавец ежедневно сталкивается с неудачами и ОТКАЗАМИ.
  2. Он ежедневно терпит проволочки и испытывает РАЗОЧАРОВАНИЕ.
  3. Он подвергается сильным колебаниям НАСТРОЕНИЯ.

 

Для построении системы нематериальной мотивации сотрудников отдела продаж существует пять основных факторов:

  1. Необходимо создавать такую рабочую среду, в которой люди были бы довольны собой.
  2. Персональная похвала подчиненных влияет на их самооценку и результаты работы.
  3. Организуйте работу таким образом, чтобы она мотивировала подчиненных.
  4. Создавайте возможность повышать самооценку за счет хорошего выполнения работы.
  5. Улучшение представления о себе мотивирует сотрудников к работе.

Другой способ развития мотивации продавцов, как мы уже говорили, это – организация работы таким образом, чтобы она мотивировала подчиненных.

Можно выделить пять основных составляющих,  необходимых для организации работы:

  • ЦЕЛИ.

Цели должны быть ясные, конкретные и прозрачные как для руководителя, так и для подчиненных.

  • СТАНДАРТЫ.

Внутри компании должны быть разработаны и внедрены стандарты работы, которые позволяют измерять прогресс.  Например, некоторые компании внедряют систему KPI.

  • ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ.

Очень важно отмечать и большие и маленькие успехи, праздновать победы. Это может стать частью культуры в компании.

  • ПРИЗНАНИЕ.

Для сотрудников, и особенно для продавцов, очень важно, чтобы их хвалили, признавали ценность их вклада в деятельность компании.
Важно помнить правило: “Что поощряется, то повторяется”.

  • НАГРАДЫ.

Для развития и поддержания мотивации сотрудников отдела продаж важную роль играют награды: как материальные, так и нематериальные.

Более подробно о том, как мотивировать сотрудников отдела продаж, вы узнаете на семинариуме «Как достичь успеха в продажах: лучшие мировые практики экспертов и компаний» с участием мировых экспертов Брайана Трейси и Нила Рэкхема, который пройдет 25-26 октября в Москве.

Также на семинариуме вы узнаете:

  • Как найти лучших продавцов.
  • Как правильно построить обучение и развитие сотрудников отдела продаж.
  • Как создать успешную команду по продажам.
  • И многое другое!

Подробная программа мероприятия: www.tracyacademy.com

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».