Контроль неформальных информационных потоков
И.Г. Чумарин,
генеральный директор
Агентства исследования и предотвращения потерь
Опубликовано в номере: Кадры предприятия
№10 / 2003
Нашу предыдущую статью1 мы завершили описанием документа, который
призван положить начало информационному взаимодействию нового работника
с работодателем. К месту также вспомнить одну из основных функций менеджера
по персоналу в сфере кадровой безопасности — мониторинг
неформальных информационных потоков, существующих на
предприятии. Учитывая крайнюю актуальность темы, связанной с необходимостью
и возможностью получения подобной информации, мы решили акцентировать внимание
читателей на главных принципах и методах организации каналов обратной
связи с сотрудниками2.
Чего мы не знаем? Что и зачем нам нужно знать?
Всем известно, что помимо административного информационного поля существует
сфера кулуарной, неофициальной информации. В этой второй части инфопространства
бурно циркулируют целые потоки знаний, сведений и данных о каких-либо пока латентных
для руководства предприятия происшествиях, нарушениях или даже преступлениях.
Во все времена перед администрацией остро стояла и будет стоять проблема своевременного
получения этих, чьих-то исключительных знаний. Причем знаний, порой тщательно
скрываемых от руководства, и вследствие этого важных для безопасности.
Хотите ли вы всегда иметь эту информацию, да еще и управлять этими информационными
потоками? Ответ нетрудно предугадать.
Информация, требующаяся и получаемая администрацией, может быть любой — от
той, кто год назад своровал кошелек у соседа, до той, кто и с кем вчера в театр
ходил. Давайте несколько сузим поток до действительно необходимой деловой информации.
Итак, что действительно хотелось бы знать работодателю? Это, как правило, информация:
- о происшествиях в коллективе;
- о воровстве, злоупотреблениях и т.п.;
- о серьезных личных проблемах сотрудников;
- о неэтичных поступках;
- о конфликтах и интригах;
- о некоторых фактах личной жизни, оцениваемых как риск для компании;
- об уровне информированности сотрудников в отношении конфиденциальной или
иной скрываемой от них информации;
- о наличии неформальных лидеров с опасными идеями;
- о недовольстве персоналом или отдельным работником теми или иными действиями
руководства, проявлениях нелояльности;
- об истинном отношении работника к предприятию, руководству, коллективу,
конкурентам и т.п.
Как показывает практика, наиболее острая необходимость возникает в информации
о различного рода правонарушениях, злоупотреблениях, воровстве, мошенничествах,
незаконных вознаграждениях, растратах, присвоении и т.д., происходящих на предприятии
по умыслу его работников или в сговоре с ними. Она имеет значительную ценность,
с одной стороны, для предотвращения потенциального ущерба, с другой, — для раскрытия
уже совершенных акций и выявления конкретных виновников.
Зачем работодателю необходимо все это знать? При кажущейся очевидности ответа
представляется интересным указать также список решаемых задач. К ним относятся:
- снижение рисков неблагоприятного развития ситуации;
- прогнозирование поведения сотрудников и коллективов;
- мониторинг сопротивления изменениям;
- управление лояльностью;
- повышение результативности внутренних расследований;
- предотвращение конфликтов;
- получение дополнительной информации.
Способы получения частной информации
Способов доступа в эту, судя по задачам, безусловно «горячую» информационную
сферу предостаточно, так же, как и источников (см. схему).
Попытки распределения путей и способов получения информации по признаку инициативы
свидетельствуют о том, что только одна их треть связана с желанием самого работника
сообщить что-либо важное работодателю, что вряд ли может удовлетворить последнего.
Авторизованные и анонимные источники информации
Процесс получения руководителями, менеджерами по персоналу или начальниками
служб безопасности частных сообщений от сотрудников организуется по-разному,
однако есть две категории информации, от которых этот процесс зависит — авторизованная
и анонимная.
Авторизованная информация, как правило, получается в результате прямого
общения сотрудника с представителем руководства. При этом известно, что передача
этой информации о нарушениях и т.п., когда затрагиваются интересы иных лиц,
коллег, товарищей по работе сопряжена с рядом таких проблем, как:
- существующие тонкости социально-психологического и ментального характера
(«стукачество»);
- груз прошлого исторического опыта, усиливающий неприятие таких форм общения;
- необходимость значительной подготовительной работы для грамотного получения
адекватного источника информации (компромат — деньги — патриотизм — убеждения);
- соблюдение условий конспирации;
- немалая ответственность лиц, получающих подобные сведения в разработку,
за их сохранность и главное — за конфиденциальность корреспондента.
Исходя из перечисленного, а также учитывая практику служб безопасности и наш
опыт можно сделать вывод о том, что искусство получения неформальной информации
как раз и заключается в том, чтобы руководство создало такие условия, при которых
работникам самим нужно было бы (хотелось бы) ее передавать в комфортных условиях.
Это в большей степени возможно при задании определенных требований со стороны
персонала, и определяющим является — сохранение анонимности источника.
Основные принципы результативного функционирования каналов
получения информации и обратной связи от персонала
С учетом рассмотренных достоинств и известных недостатков различных путей получения
информации можно сформулировать основные принципы деятельности канала, которых
необходимо придерживаться в работе службы безопасности:
- нерушимость основного постулата информационного обмена — анонимности (даже
корреспондент, передающий информацию и желающий представиться, для предотвращения
злоупотреблений чужим именем должен либо подтвердить свою личность, либо отказаться
от попытки объявления своей личности);
- внутренняя направленность деятельности службы, то есть передача полученной
информации исключительно решающему субъекту (руководству компании или уполномоченным
лицам), а не правоохранительным органам или другим адресатам;
- конфиденциальность информации;
- не должны использоваться какие-либо технические средства, фиксирующие номер
телефона или записывающие разговоры — только живое общение и профессиональное
выяснение в беседе отдельных свойств сообщений (для телефонных линий);
- в целях сохранения конфиденциальности источника обработка сообщений для
передачи руководству компании должна производиться таким образом, как будто
эти сообщения поступили извне по отношению к компании;
- высокий профессионализм сотрудников, принимающих информацию, обученных вести
разговор таким образом, чтобы не «спугнуть» корреспондента и одновременно
выяснить максимум подробностей о сути сообщения (для телефонных служб);
- грамотно обрабатывать поступившие сведения и правильно оценивать их объективность.
Таким образом, через указанные принципы можно сформулировать и суть эффективной
деятельности канала, которая заключается в предоставлении персоналу компании
возможности анонимного (все же) обращения в соответствующее подразделение с
информацией о нарушениях и злоупотреблениях внутри своей компании с уверенностью
в том, что это сообщение дойдет до руководства и без опасения подвергнуться
преследованиям со стороны злоумышленников.
Каким образом будут исполнены эти основные условия, как будет организован канал
— вопросы чрезвычайно индивидуальные. Обосновывая необходимость и разрабатывая
«точку» подключения персонала к каналу для разных компаний, консультант всегда
сталкивается с массой факторов. Наличие некоторых из них свидетельствует о том,
что компания не готова запустить канал даже в «легкой» форме, иные, напротив,
говорят о том, что вопрос уже давно назрел, и персонал ищет любую возможность
«излить душу».
Цели использования канала. Преимущества
Чтобы было более понятно, почему мы считаем канал обратной связи с персоналом
неотъемлемым элементом информационной политики и корпоративной культуры, расширим
ранее перечисленные задачи применения канала по целям. Цели использования канала
в компании являются одновременно и преимуществами перед организациями, которые
не делают этого. Вместе с тем, это все же:
- важный инструмент снижения рисков умышленного нанесения ущерба;
- раскрытие правонарушений и внутренних преступлений;
- повышение степени неотвратимости наказания за латентные проступки (боязнь
войти в сговор или сделать что-то на виду у других);
- дополнительный способ заботы о персонале («очищение» коллектива);
- разрушение круговой поруки;
- «материализация» слухов, легендированное проведение необходимых изменений;
- предоставление работникам возможности на деле проявить свою лояльность работодателю;
- не только сдерживание нарушителей внутри компании, но и предотвращение преступного
сговора с внешними субъектами;
- элемент усиления конструкции коллективной (бригадной) материальной ответственности;
- декларация открытости самой компании;
- источник дополнительной информации;
- экстренная служба для силовой (юридической) поддержки.
Именно такой набор преимуществ и делает этот вид коммуникаций крайне необходимым.
Говоря о плюсах эффективного канала обратной связи, нельзя не отметить наиболее
часто упоминаемые недостатки не какого-то конкретного пути получения информации,
а в целом:
- возможность утечки информации к субъектам нарушения;
- искажение и потери информации из-за наличия промежуточных звеньев на пути
информации;
- вероятность неграмотного обращения с информацией;
- вероятность использования канала для сведения счетов, мести и т.п.;
- декларация денежного вознаграждения может вызывать негативный настрой к
каналу;
- снижение лояльности работников в результате отрицательного отношения к каналу.
Преимущества для работников
Несмотря на явный перевес преимуществ перед недостатками, отметим, что успешность
работы канала связана не только с правильным позиционированием и пониманием
руководителями актуальности стоящих перед информационным взаимодействием задач,
но и умением внедрить в сознание работников их выгоды.
Главная особенность связана с социально-психологическими аспектами мышления
работников. Их менталитет, традиционность мышления («почему я должен стучать»)
может явиться определенным барьером к успешной реализации стоящих перед каналом
задач. Грамотная мотивация работников на необходимость сообщения о фактах нарушений,
создание условий, при которых это становится единственно комфортным и безопасным
способом решения проблем в своем коллективе, материальное поощрение работников
за предотвращение таким образом преступлений в значительной части способствует
успеху.
Какие выгоды при этом должны декларироваться для работников? Например, такие,
как:
- гарантия анонимности при принципиальном отсутствии каких-либо технических
средств для фиксации разговора или определения личности звонящего;
- нет оснований для опасения преследований со стороны причинителей ущерба
или коррумпированных менеджеров;
- возможность опосредованно воздействовать на воров в своем коллективе бесконфликтным
способом;
- защита его прав в условиях коллективной материальной ответственности;
- дополнительная возможность проявить свою лояльность к компании;
- возможность получения вознаграждения за проявление лояльности.
Для воздействия на мотивацию «сотрудничать с каналом» важным также является
вопрос формирования общественного мнения о службе. Положительный имидж достигается
благоприятным освещением во внутрифирменной прессе или ином источнике информации
достижений службы, фактами раскрытия преступлений вследствие получения сообщений
и аналогичной деятельностью.
Таким образом, основными факторами, стимулирующими работников на информационное
взаимодействие, являются:
а) четкая мотивация с упором на личные интересы каждого;
б) наличие эффективной системы коллективной и индивидуальной материальной
ответственности;
в) иллюстрация связи некоторых положительных изменений с применением канала;
г) материальное поощрение информационных абонентов;
д) постоянное поддержание положительного имиджа службы безопасности и иллюстрация
нерушимости ее основных принципов.
Вознаграждение — этично или нет?
Декларирование вознаграждения может играть, как мы отметили ранее, отрицательную
роль, поэтому с учетом этого акцентировать внимание на данном элементе нет необходимости.
Но лишать себя этой возможности приобретения желающих дать информацию нельзя
— не все альтруисты и этим надо пользоваться.
Схема материального поощрения абонентов при результативном использовании полученной
информации разрабатывается с учетом интересов компании и может быть разнообразной.
Во всех случаях последует снятие анонимности с абонента и перевод его в разряд
источников информации. Об этом абонент предупреждается при последующих контактах
— уже после получения от него сведений.
Безусловно, нужно предусматривать и статью бюджета службы на вознаграждение
по условиям работы канала.
Во всех случаях от публичного рассмотрения вопроса этичности по этому поводу
стоит уходить.
В данном материале мы, учитывая свой результативный опыт организации подобных
процедур, лишь кратко сформулировали основы и принципы, с которыми необходимо
подходить к вопросу о создании в компании канала обратной связи в любой его
форме, и проиллюстрировали свой подход к этой проблематике в свете кадровой
безопасности компании.
1 См.: «Кадры предприятия» № 9, 2003.
2 Термин введен автором впервые (Прим. ред.).
|