Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2003 год | Статьи из номера N3 / 2003

О праве иностранцев свободно распоряжаться своими способностями к труду

Ю. Павлова,

юрист

Общие правила заключения и расторжения трудового договора с иностранным работником

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса РФ правила и нормы трудового законодательства Российской Федерации распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме условия о наличии документов, подтверждающих право на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации, каких-либо специальных положений, относящихся к иностранным гражданам и лицам без гражданства, трудовое законодательство не содержит. Однако если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора — об этом гласит статья 10 Трудового кодекса РФ. Данная норма распространяется и на порядок заключения и расторжения трудовых договоров.

Таким образом, при наличии документов, дающих право осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации, трудовой договор с иностранцами заключается и расторгается в том же порядке, что и с российскими гражданами. В то же время, учитывая отсутствие в законодательстве специальных правил расторжения трудовых договоров с иностранцами, с одной стороны, и особый порядок их приема на работу, с другой, организациям при заключении трудовых договоров с данной категорией работников целесообразно учесть ряд моментов.

Рассмотрим подробно, какими правилами должен руководствоваться работодатель при оформлении трудовых отношений с иностранным работником.

В предыдущих частях публикации нами было установлено, что иностранец может быть принят на работу при одновременном выполнении следующих условий:

  • он находится на территории Российской Федерации на законных основаниях, что должно быть подтверждено соответствующими документами;
  • он вправе осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации, что также должно подтверждаться соответствующими документами.

Напомним, что иностранные граждане, относящиеся к одной из категорий, перечисленных в пункте 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [1] принимаются на работу в том же порядке, что и российские граждане. Это, в первую очередь, постоянно и временно проживающие на территории Российской Федерации иностранцы. Для иностранных граждан, временно пребывающих на территории России, предусмотрен разрешительный порядок осуществления ими трудовой деятельности. Необходимым условием является наличие оформленного в соответствии с Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 № 941 разрешения на работу, а также наличие у работодателя разрешения на привлечение и использование иностранных работников, пока все еще оформляемого в соответствии с Указом Президента РФ от 16.12.1993 № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (с изм. на 05.10.2002). Еще раз обратим внимание на то, что хотя разрешение на работу выдается на имя иностранного работника, с заявлением о его выдаче в органы внутренних дел обращаются работодатели, привлекающие иностранного работника (пункт 6 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу).

Документы, предъявляемые иностранным гражданином при приеме на работу

При поступлении на работу лицо предъявляет документы, перечисленные в статье 65 Трудового кодекса РФ. Согласно ее части второй в отдельных случаях с учетом специфики работы Кодексом, федеральными законами, указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ может быть предусмотрено предоставление дополнительных документов. Требовать представления иных документов, помимо перечисленных в названной статье, запрещается.

Для оформления приема на работу иностранный гражданин должен представить следующие документы:

1. Документ, удостоверяющий его личность. Таковыми в соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об иностранцах», являются:

  • паспорт иностранного гражданина;
  • документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
  • разрешение на временное проживание, выданное лицу без гражданства;
  • вид на жительство, выданный лицу без гражданства;
  • иные документы, установленные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность иностранных граждан или лиц без гражданства.

К числу «иных» относятся удостоверение беженца, свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации — по существу, свидетельство о предоставлении временного убежища (Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах» (с изм. на 07.11.2000).

Документы, выданные на территории иностранных государств, должны быть легализованы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации в указанных иностранных государствах, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Также к ним должен прилагаться нотариально заверенный перевод на русский язык.

2. Трудовая книжка. Это относится к иностранцам, с которыми на территории Российской Федерации трудовой договор заключается не впервые — в подавляющем большинстве, это иностранцы, проживающие на территории Российской Федерации. Если иностранный гражданин не имеет трудовой книжки, то так же, как и в случаях с российскими гражданами, трудовая книжка на него должна оформляться работодателем. Согласно части первой статьи 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Установление трудового стажа, в том числе для иностранного работника, необходимо для назначения трудовой пенсии, на которую иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть третья статьи 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изм. на 31.12.2002).

3. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Если иностранец не имеет страхового свидетельства, то оформить его должен работодатель. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. на 31.12.2002) на иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, обязательное пенсионное страхование распространяется в равной мере, как и на граждан Российской Федерации. Следовательно, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, подлежат учету в системе обязательного пенсионного страхования, подтверждением которого является страховое свидетельство, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные.

4. Документ об образовании, о квалификации или о наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. В случае, если указанные документы получены в иностранном государстве, дополнительно к ним должно быть представлено свидетельство об их признании Россией или об их эквивалентности российским документам об образовании. Российской Федерацией заключен ряд международных соглашений с иностранными государствами о взаимном признании документов об образовании. В частности, такие соглашения заключены с Арменией, Украиной, Казахстаном, Белоруссией, Польшей, Албанией, Румынией. Документы, выданные на территории иностранных государств, должны быть легализованы, и к ним должен прилагаться нотариально заверенный перевод на русский язык.

5. Документы, подтверждающие статус законно находящегося в РФ иностранного гражданина. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об иностранцах» законно находящимся в Российской Федерации признается иностранный гражданин, имеющий действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы. К «иным», в частности, относятся удостоверение беженца, свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации — по существу, свидетельство о предоставлении временного убежища.

6. Разрешение на работу для иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации (статьи 13 и 18 Федерального закона «Об иностранцах») . Как уже было отмечено, разрешение на работу оформляется работодателем [2]. Однако в том случае, если разрешение на привлечение и использование иностранных работников, выданное предыдущему работодателю иностранно го работника, аннулировано или предыдущий работодатель иностранного работника прекратил свою деятельность, а до окончания срока действия разрешения на работу остается не менее 3-х месяцев, иностранный гражданин имеет право заключить новый трудовой договор на период, оставшийся до истечения срока действия разрешения (пункт 13 статьи 18 Федерального закона «Об иностранцах»). Напомним, что у работодателя должно быть разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

Трудовой договор

Документы, подтверждающие, что иностранный гражданин находится на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также документы, дающие право на работу, как правило, выдаются на определенный срок. Для некоторых из этих документов предусмотрена возможность их продления в дальнейшем. Так, вид на жительство выдается иностранцу сроком на 5 лет с возможностью продления на каждые последующие 5 лет; разрешение на временное проживание выдается без возможности его продления сроком на 3 года, по окончании которого, при выполнении определенных условий, может быть выдан вид на жительство; разрешение на работу выдается иностранному гражданину, временно пребывающему на территории Российской Федерации , также на определенный срок.

Более того, такие документы могут быть аннулированы как по истечении срока их действия, так и до указанного срока. Основания аннулирования вида на жительство, разрешения на временное проживание, разрешения на работу перечислены в Федеральном законе «Об иностранцах». Таким образом, возможна ситуация, когда в связи с непродлением (аннулированием) по тем или иным основаниям указанных документов иностранный гражданин утрачивает право осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации либо вообще право находиться на территории Российской Федерации и получает предписание в определенный срок покинуть пределы Российской Федерации (административное выдворение, депортация). Так, в случае, если будет аннулировано разрешение на работу, иностранный гражданин, временно пребывающий на территории Российской Федерации, утрачивает право осуществлять трудовую деятельность на территории России, а в случае, аннулирования вида на жительство или разрешения на временное проживание, иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение определенно го срока.

Очевидно, что в перечисленных случаях иностранные граждане должны быть уволены, иначе работодатель будет привлечен к административной ответственности за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы по статье 18.10 КоАП РФ. Однако если при приеме иностранца на работу не будет предусмотрено включение в трудовой договор дополнительных условий, при оформлении увольнения у работодателя могут возникнуть определенные проблемы.

Трудовой договор может быть прекращен только по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ и федеральными законами (статья 77 ТК РФ). В то же время, действующее в настоящий момент трудовое законодательство не содержит прямого указания на подобные случаи. То есть, возникает ситуация, когда работодатель заинтересован в прекращении трудовых отношений, но оснований для увольнения работника по инициативе работодателя в соответствии с законодательством не установлено.

Единственным основанием, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, по которому с определенной долей условности представляется возможность расторжения трудового договора с работником в случае окончания срока действия документа, подтверждающего законность пребывания на территории Российской Федерации, аннулирования документа, дающего право работнику находиться на территории Российской Федерации и осуществлять трудовую деятельность, является пункт 11 статьи 77 Трудового кодекса РФ. То есть, в данном случае речь может идти о нарушении установленных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.

В соответствии со статьей 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил его заключения в случаях, прямо указанных в статье 84 ТК РФ, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом. Правила заключения трудового договора с иностранными гражданами установлены Федеральным законом «Об иностранцах». Трудовой договор с иностранным гражданином, не принадлежащим ни к одной из категорий иностранных граждан, перечисленных в пункте 4 статьи 13 названного Федерального закона, при отсутствии необходимых документов (разрешения на работу и разрешения на привлечение и использование иностранных работников), приводит к нарушению указанных правил. Принадлежность иностранного гражданина к указанным категориям должна подтверждаться соответствующими документами.

Исходя из сказанного выше, а также из действующего на сегодняшний день трудового законодательства и законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, организация может расторгнуть трудовой договор с работником, утратившим статус законно находящегося на территории Российской Федерации или утратившим право на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации, по основанию, предусмотренному пунктом 11 статьи 77 ТК РФ.

В таком случае, в приказе о расторжении трудового договора с работником в качестве основания должно быть указано «нарушение установленных Федеральным законом от 25.07.2002 ¹115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан на территории Российской Федерации» правил заключения трудового договора (пункт 11 статьи 77 Трудового кодекса РФ)».

Также при установлении трудовых отношений с иностранными гражданами работодателю всегда целесообразно выяснить, какие международные соглашения заключены Российской Федерации с государством, гражданином которого является работник. Это могут быть как соглашения в области трудового права, легализации и признания документов, так и в области пенсионного обеспечения, налогообложения доходов и др. Если указанные соглашения заключены и в них установлены положения , отличные от положений национального законодательства Российской Федерации, то должны применяться соглашения.

Ответственность за нарушение порядка привлечения иностранных работников

Если при приеме на работу иностранных работников организация нарушила порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы, действие выданного организации разрешения на привлечение и использование иностранных работников может быть приостановлено органом внутренних дел до устранения допущенных нарушений (пункт 11 статьи 18 Федерального закона «Об иностранцах»). В том случае, если в установленный срок нарушения организацией не устранены, разрешение на привлечение и использование иностранных работников может быть аннулировано (пункт 12 статьи 18). Кроме этого, в соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона «Об иностранцах» депортация или административное выдворение иностранного гражданина, принятого на работу с нарушениями установленного порядка, может производиться за счет организации, если у иностранного гражданина недостаточно средств.

За нарушение работодателем правил привлечения и использования в РФ иностранных работников статьей 18.10 КоАП РФ установлена ответственность в виде административного штрафа в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

Административные дела о нарушениях правил привлечения и использования труда иностранных работников рассматриваются судами.

Протоколы по указанным делам составляются должностными лицами органов внутренних дел. Перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьей 18.10 КоАП РФ, установлен приказом МВД России от 21.08.2002 № 803. В первую очередь, это служащие Федеральной миграционной службы МВД России и подразделений по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации; кроме указанных лиц протокол, в частности, может быть составлен сотрудниками паспортно-визовых подразделений МВД, а также участковым и (Приложение № 1 к названному приказу МВД России).

1 Далее по тексту — Федеральный закон «Об иностранцах».

2 См. «КП» № 2, 2003.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».