Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2003 год | Статьи из номера N3 / 2003

Отстранение от работы: процедура и порядок оформления

В.И. Глушко,

юрист

Основания отстранения

Согласно статье 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить (не допускать к работе) работника:

  1. появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  2. не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
  3. не прошедшего в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр;
  4. при выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;
  5. по требованиям органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
  6. в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Отстранение от работы означает, что работник приступил к выполнению трудовой функции, и об обстоятельствах, перечисленных в пунктах 1—6, работодателю стало известно в течение рабочего дня. В свою очередь, недопущение к работе означает, что указанные обстоятельства выявлены до начала выполнения трудовой функции (до начала рабочего дня). Работодателю и, в первую очередь, руководителям структурных подразделений, работникам отдела кадров следует помнить о различных последствиях указанных распорядительных действий. В отдельных отраслях в обязанности работодателю вменяется проведение проверок на предмет установления обстоятельств, указанных в статье 76 Трудового кодекса РФ, перед допуском работника к выполнению трудовой функции. Так, в транспортных организациях обязательны проверки работников, осуществляющих управление транспортными средствами, на предмет опьянения. Например, обязанностью инспектора по проведению профилактических осмотров водителей автотранспортных средств является принятие решения о допуске водителей к работе. Принимается такое решение до выпуска водителя на линию. Если инспектором в результате предрейсового осмотра не установлено состояние алкогольного опьянения, водитель допущен к управлению транспортным средством, но во время рейса (на линии) «привел» себя в состояние алкогольного опьянения, то оснований для привлечения инспектора к ответственности по статье 12.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях нет.

Аналогичные правила в отношении медицинских осмотров предусмотрены и в организациях энергетики.

Руководство предприятий пищевой промышленности и торговли продуктами питания также обязано проверять своих работников перед допуском к операциям, связанным с сырыми пищевыми продуктами, продовольственным сырьем, полуфабрикатами, неупакованными готовыми пищевыми продуктами. Медицинский осмотр работников должен проводиться перед началом работы (ежесменно) с целью выявления у работников повреждений и гнойничковых заболеваний кожи рук, открытых частей тела, а также ангины и иных заболеваний. Осмотр рук, открытых частей тела, а также носоглотки должен проводиться медицинским работником по договору предприятия с лечебно-профилактическим учреждением или назначенным руководителем организации ответственным лицом, имеющим соответствующую подготовку. Работники, у которых при осмотре до начала рабочего дня (смены) выявлены признаки указанных заболеваний, не допускаются к работе. Если же при осмотре признаки заболеваний не обнаружены, работник допущен к работе (выполнению своей трудовой функции), но в течение рабочего дня у него появились такие признаки, то лицо, отвечающее за осмотры работников, освобождается от ответственности, так как обязанность по проведению осмотров работников в течение рабочего дня на него не возложена. Вместе с тем, согласно должностным или производственным (по профессии) инструкциям, инструкциям по охране труда работникам, контактирующим с пищевыми продуктами или продовольственным сырьем, вменяется в обязанности сообщить о появлении вышеперечисленных признаков заболеваний своему непосредственному руководителю, а тому — уведомить об этом специалиста, отвечающего за осмотры работников. Последний в этом случае обязан отстранить работника от работы.

Такая же строгая система допусков к работе предусмотрена и в учреждениях здравоохранения, дошкольных образовательных учреждениях и т.д.

В трудовом законодательстве некоторых европейских стран отстранение от работы означает приостановление действия трудового договора. Исходя из норм отечественного законодательства, в случае отстранения работника от работы можно говорить о частичном приостановлении действия трудового договора: на определенное время прекращается выполнение трудовой функции, предусмотренной трудовым договором; за время отстранения не начисляется выплата заработной платы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (часть третья статьи 76 ТК РФ); время отстранения не включается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (часть вторая статьи 121 ТК РФ). Кроме того, согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516), периоды отстранения от работы впоследствии не будут включены в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Необходимыми условиями, при которых отстранение работника от работы (недопущения к работе) будет законным, являются основание и время отстранения.

Каждое из оснований, перечисленных в статье 76 Трудового кодекса РФ, характеризуется определенными особенностями, которые и рассмотрим подробно.

I. Появление работника на работе в состоянии опьянения [1]

Основание. Согласно пункту 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.1992 № 16 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» (с изм. на 21.11.2000) нетрезвое состояние работника либо наркотическое или токсическое опьянение могут быть подтверждены как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые должны быть соответственно оценены судом. В числе таких доказательств суды принимают акты, докладные записки, иные документы. В случае алкогольного опьянения важную роль сыграют и свидетельские показания.

Отстранение от работы работника, появившегося на работе в состоянии опьянения, оформляется приказом руководителя организации, издаваемого на основании вышеперечисленных документов. В ряде организаций в соответствии с требованиями законодательства применяется иная форма оформления решения об отстранении от работы (о недопущении к работе). Так, в организациях транспорта основанием недопущения водителя к управлению транспортным средством, а следовательно, и к работе (выполнению трудовой функции) являются результаты предрейсового наркологического контроля и медицинского осмотра работников. Например, такой контроль и осмотр обязателен для членов локомотивной бригады. Проводят его медицинские работники амбулаторно-поликлинических учреждений и на основании полученных результатов принимают решение о допуске или о недопущении работника к работе. Это решение фиксируется в журнале регистрации случаев отстранения от рейса работников локомотивных бригад. Записи в журнале и являются документальным оформлением отстранения работника от работы. Аналогичные процедуры применяются на автотранспортных предприятиях, а также в организациях, осуществляющих авиаперевозки.

Время. Если факт появления работника на работе в состоянии опьянения подтверждался актом, то время отстранения определяет представитель работодателя (непосредственный руководитель работника, работник отдела кадров, иное должностное лицо). Нередко работодателям рекомендуется отстранять нетрезвого работника на один день. Положение о том, что работник, появившийся в состоянии опьянения, отстраняется от работы (не допускается к работе) в этот день (смену), содержалось в статье 38 КЗоТ РФ. Принимая решение об отстранении работника от работы (недопущении к работе), работодателю следует учесть, что, в зависимости от тяжести опьянения, на освобождение организма от алкоголя необходимо различное количество времени и в отдельных случаях медицинское вмешательство. Кроме того, даже несмотря на то, что алкоголь метаболизировался организмом, последствия его употребления могут серьезно сказаться на трудоспособности работника. Поэтому, например, члены экипажа воздушного судна не допускаются к выполнению задания на полет, а авиадиспетчеры — к выполнению своих трудовых функций не только в случае установления у них состояния алкогольного опьянения, но и при выявлении остаточных явлений предшествующего опьянения.

Если факт появления работника в состоянии опьянения подтверждается медицинским заключением, то в нем должно указываться время, по истечении которого уровень алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ в крови понизится до нормы, не препятствующей выполнению работ.

II. Не прохождение обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда

Основание . Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 17.07.1999 № 181-ФЗ работодатель обязан обеспечить: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний в области требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанное обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда. Обязанность по недопущению к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний, возлагается либо на работников службы охраны труда, либо на специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой организации. Указанные специалисты имеют право требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших инструктаж по охране труда, не использующих в своей работе предоставленные средства индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда[2]. Такое требование должно содержаться в предписании, направляемом руководителю структурного подразделения или руководителю организации (если речь идет об отстранении самих руководителей структурных подразделений) по результатам проведенных занятий по охране труда, инструктажей и стажировки. Как правило, решение об отстранении оформляется приказом (распоряжением). Однако, как и в вышерассмотренном случае, в отдельных организациях может быть принята упрощенная процедура оформления.

Время. В данном случае работник будет отстранен от работы до прохождения инструктажа, обучения, а также проверки знаний по охране труда. Поэтому в приказе (распоряжении) или ином распорядитель ном документе об отстранении одновременно указываются точные сроки и лицо, ответственное за обеспечение и проведение указанных мероприятий. Если до установленного времени работник не прошел обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда, действие приказа (распоряжения) продлевается. После прохождения работником обучения, инструктажа или стажировки в документах службы по охране труда отражаются результаты этих мероприятий, и на их основании принимается решение о допуске работника к работе.

III. Не прохождение обязательного предварительного или периодического медицинского осмотра

Основание. Законодательство предусматривает два вида медицинских осмотров:

  1. предварительные (при поступлении на работу), целью которых является определение соответствия состояния здоровья работников поручаемой им работе;
  2. периодические, целью которых является:
  • регулярное наблюдение за состоянием здоровья работников в условиях воздействия профессиональных и вредных факторов;
  • профилактика и своевременное установление начальных признаков профессиональных заболеваний;
  • выявление общих заболеваний, препятствующих продолжению работы с вредными, опасными веществами и производственными факторами;
  • предупреждение несчастных случаев.

Кроме того, медицинские осмотры работников подразделяются на две категории:

1-я категория — осмотры, проводимые для определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний;

2-я категория — осмотры, проводимые с целью охраны здоровья, обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения (предупреждения возникновения и распространения заболеваний).

Для каждой категории и каждого вида медицинских осмотров предусмотрены различные виды оформления.

Согласно статье 213 Трудового кодекса РФ 1-й категории осмотров подлежат работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта. При этом предварительные осмотры (при поступлении на работу) и периодические (с регулярностью, устанавливаемой нормативными правовыми актами (для лиц в возрасте до 21 года периодические осмотры должны быть ежегодными) должны проходить все работники. Порядок прохождения таких осмотров устанавливается постановлениями Правительства РФ, а также актами Минздрава России и отраслевых министерств (например, Министерством путей сообщения РФ, Министерством транспорта РФ, Министерством связи РФ, Министерством энергетики РФ и другими). Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими процедуру проведения предварительных и периодических медицинских осмотров 1-й категории, являются приказы Минздрава России от 14.03.1996 № 90 и от 10.12.1996 № 405. В соответствии с ними работодатель выдает работнику (освидетельствуемому) на руки направление на медицинский осмотр для предоставления лечащему врачу лечебно-профилактического учреждения, оказывающего медицинскую помощь, или врачу-терапевту здравпункта, цехового или территориального участка или врачу общей практики (семейному врачу).

Работник обязан:

  • своевременно явиться на медицинский осмотр;
  • иметь при себе направление, паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность, и военный билет;
  • получить медицинское заключение для предъявления работодателю.

Лечебно-профилактическое учреждение (лечащий врач) обеспечивает в месячный срок с момента обращения работника проведение медицинского осмотра индивидуально каждому обследуемому в соответствии с требуемым объемом, в пределах имеющихся у лечащего врача и медицинского учреждения лицензии, сертификата. Работникам, прошедшим предварительный или периодический медицинский осмотр и признанным годными к работе с вредными, опасными веществами и производственными факторами, выдается соответствующее заключение , подписанное лечащим врачом и скрепленное печатью лечебно-профилактического учреждения.

Работникам, которым противопоказана работа с вредными, опасными веществами и производственными факторами, или в конфликтных случаях на руки выдается заключение клинико-экспертной комиссии (КЭК), а его копия в трехдневный срок пересылается работодателю.

Время, затрачиваемое на прохождение медицинского осмотра работниками определенных профессий, как правило, известно работодателю. Если по истечении этих сроков работодателем не получены соответствующие медицинские заключения, а из медицинского учреждения не поступили сведения о том, что сроки прохождения осмотра продлеваются, или же поступила информация о том, что работник уклоняется от прохождения осмотра, то у работодателя есть основания для отстранения работника от работы (недопущения к работе) со всеми вытекающими отсюда последствиями. В этом случае непосредственный руководитель работника направляет докладную записку на имя руководителя организации или иного уполномоченного лица организации, в которой обосновывает решение о недопущении работника к работе или об его отстранении от работы. На основании такой докладной записки издается приказ (распоряжение) об отстранении работника от работы (о недопущении работника к работе). Возможны и иные схемы документального оформления отстранения.

Согласно части второй статьи 213 Трудового кодекса РФ 2-я категория медицинских осмотров обязательна для работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других организаций. Статья 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. на 30.12.2001) конкретизирует часть третью статьи 213 Трудового кодекса РФ и устанавливает, что в случае необходимости на основании предложений органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников. Это правило субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления используют для расширения категорий работников (т.н. декретированного контингента), подлежащих медицинским осмотрам. Но в любом случае результаты медицинских осмотров данной категории вносятся в личные медицинские книжки единого образца. Отсутствие записей в медицинской книжке по истечении установленных сроков прохождения медицинского осмотра является основанием для издания руководителем приказа (распоряжения) об отстранении работника от работы (о недопущении к работе).

Согласно части четвертой статьи 213 Трудового кодекса РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в 5 лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности ». Для прохождения психиатрического освидетельствования работник представляет врачебной комиссии, созданной органом управления здравоохранением, выданное работодателем направление. Освидетельствование проводится в срок не более 20 дней с даты обращения работника в комиссию. В целях освидетельствования комиссия вправе запрашивать у медицинских учреждений дополнительные сведения, о чем работник ставится в известность. Комиссия принимает соответствующее решение в течение 10 дней после получения дополнительных сведений. Ее решение (в письменной форме) выдается работнику под расписку в течение 3-х дней после принятия. В этот же срок работодателю направляется сообщение о дате принятия решения и дате его выдачи работнику. Если работодатель по истечении указанных сроков не получил результаты освидетельствования или уведомление комиссии о продлении процедуры освидетельствования, то он обязан отстранить работника от работы (не допускать к работе). В этом случае также желательно составить соответствующий приказ или издать иной распорядительный акт.

В отношении работников объектов использования атомной энергии правила проведения медицинских осмотров и психофизиологических обследований установлены постановлением Правительства РФ от 01.03.1997 № 233.

Более упрощенная процедура оформления отстранения от работы (недопущения к работе) предусмотрена в отношении регулярных медицинских осмотров (предрейсовых, предсменных и т.д.). В этом случае медицинским работником, осуществляющим медицинские осмотры работников перед рейсом (в организациях транспорта), перед сменой (в организациях общественного питания, а также в организациях промышленного изготовления пищевых продуктов, продовольственного сырья), в журнале результатов медицинских осмотров проставляются соответствующие отметки о каждом выявленном больном. Записи этих журналов, заверенные медицинским работником (или иным ответственным за проведение осмотров работником) и непосредственны ми руководителями работников, являются основаниями для отстранения работников от работы (недопущения к работе).

Необходимо еще раз напомнить, что обязанности по контролю за прохождением работниками медицинских осмотров в соответствии с локальными нормативными актами организации возлагаются на специально назначенных лиц или медицинских работников, отвечающих за проведение медицинских осмотров на основании заключенных договоров, а также на руководителей структурных подразделений (в отношении подчиненных работников). В свою очередь, работники службы охраны труда организации или специалисты по охране труда вправе предъявить руководителям подразделений, которые «недосмотрели» или «забыли» проконтролировать прохождение медицинских осмотров, требование об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке предварительные и периодические осмотры (Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденным постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14).

Время. Работник, не прошедший обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр, отстраняется от работы (не допускается к работе) до тех пор, пока такой осмотр не будет пройден. Однако не следует забывать, что на работодателя возлагается обязанность по созданию работнику всех условий для прохождения осмотра, а именно:

  • обеспечение бланками направлений;
  • освобождение от выполнения трудовой функции на время прохождения осмотра;
  • своевременное перечисление средств медицинским учреждениям.

Если по истечении сроков, необходимых для проведения медицинского осмотра, работник не прошел его по своей вине или уклоняется от его прохождения, приказ (распоряжение) работодателя об отстранении от работы (о недопущении к работе) продлевается.

В случае, если работник не прошел в отведенные сроки медицинский осмотр или уклоняется от его прохождения, то ничто не препятствует работодателю привлечь такого работника к дисциплинарной ответственности. Для того, чтобы ситуация была управляемой, в приказе (распоряжении) о применении дисциплинарного взыскания целесообразно определить время, в течение которого работник должен пройти осмотр.

Работники, при установлении их вины могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности также и в случаях, рассмотренных в разделах I и II настоящей публикации.

1 Процедура отстранения от работы работника в состоянии алкогольного опьянения подробно рассматривалась в «КП» № 10, 11, 2002.

2 Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (утверждены постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14).

 

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».