Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2003 год | Статьи из номера N5 / 2003

Отстранение от работы: процедура и порядок оформления

Глушко В.И.,,

юрист

Порядок оформления отстранения

Документальное оформление отстранения работника от работы зависит не только от того, какие правила установлены в организации инструкцией по делопроизводству, но и от основания отстранения. Кроме того, как уже отмечалось в предыдущих частях публикации, в отдельных отраслях экономики предусмотрены упрощенные процедуры отстранения (например, в организациях транспорта, общественного питания, производства пищевых продуктов и т.д.).

По общему правилу решение работодателя об отстранения работника от работы (не допущении к работе) оформляется приказом (распоряжением)1 руководителя организации. Несмотря на то, что такой приказ принимается к учету бухгалтерией (поскольку приостанавливается выплата заработной платы), его унифицированная форма пока не утверждена Госкомстатом России. Следовательно, организации должны составлять данный документ самостоятельно.

Что необходимо отразить в таком приказе? Прежде всего, нужно перечислить обстоятельства, послужившие основанием отстранения работника, а также документы, которые подтверждают такие основания. Согласно части второй статьи 76 Трудового кодекса РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.

Если на момент составления приказа этот сроквозможно определить, то его желательно указать в приказе. Например, этовозможно в случае отстранения работника, появившегося на работе в состоянииалкогольного опьянения, а также тогда, когда срок отстранения указан в постановлении(ином акте) органа или должностного лица, уполномоченного в соответствии сзаконодательством требовать от работодателя отстранения работников от работы.

Однако не всегда время отстранения можно ограничитьсяконкретной датой. Так, постановление о временном отстранении обвиняемого отдолжности, выносимое судом, преследует цель воспрепятствования обвиняемомууничтожить доказательства либо иным способом помешать установлению истины вовремя производства по уголовному делу. Срок действия постановления о временномотстранении обвиняемого от должности определяется обстоятельствами уголовногодела, личностью обвиняемого, а следовательно времяотстранения может продлиться вплоть до вынесения приговора и вступления его взаконную силу. Временное отстранение от должности может быть также снято(отменено) и в ходе производства по уголовному делу — тогда, когда в примененииэтой меры отпадет необходимость. Согласно части 4 статьи 114Уголовно-процессуального кодекса РФ временное отстранение обвиняемого от должностиотменяется на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора. Вэтом случае определить время отстранения в приказе проблематично.

То же следует сказать и в отношении работника, являющегосяносителем возбудителей инфекционных заболеваний и отстраненного на основаниипостановления государственного санитарного врача: работник отстраняется отработы до полного излечения.

В ряде случаев указание времени отстранения может быть инецелесообразным. Так, если в приказе об отстранении отработы работника, не прошедшего периодический медицинский осмотр, будет указанадата, до которой работник отстраняется (т.е. установлен срок, в течениекоторого работник должен пройти осмотр), то в том случае, если работник и доустановленной в приказе даты не пройдет осмотр (независимо по каким причинам),работодатель будет вынужден выпустить новый приказ об отстранении работникаот работы или о продлении действия приказа об отстранении от работы, чтоприведет к неоправданному увеличению документооборота.

Помимо перечисленных сведений в приказе об отстранении работника от работы желательно дать распоряжение бухгалтерии о приостановке начисления заработной платы за период отстранения (образцы приказов приводятся в разделе «Бумаги»). Если приказом оформляется отстранение от должности, то в нем следует указать, кто будет исполнять обязанности отстраняемого работника.

Для отдельных отраслей законодательство предусматриваетупрощенную процедуру оформления. Это вызвано тем, что при наличии рядаобстоятельств, например таких, как появление работника в состоянии опьянения(алкогольного, наркотического, токсического) требуется оперативное решениевопроса об отстранении. В таких организациях отстранение, как правило,осуществляется работником медицинской службы на основании результатов предрейсового (предполетного, предсменного)осмотра, фиксируемых в журнале или книге регистрации случаев отстранения отрейсов (полетов, смен). Однако, несмотря на это, все равно требуется своегорода «санкция» руководителя организации или соответствующего должностного лица,поскольку отстранение от работы связано с приостановлением начислениязаработной платы.

Для того, чтобы оперативно приниматьрешения об отстранении работников от работы по основаниям, предусмотреннымзаконодательством, в локальных актах организации желательно определить схемуотстранения. Например, определить правомочия непосредственного руководителяработника по отстранению последнего в случае его появления на работе всостоянии алкогольного опьянения, а также вменить в обязанность уведомлениевышестоящего должностного лица о факте отстранения. Подобной схемой отстранениямогут быть определены форма, содержание и сроки уведомления.

Как быть, если в приказе время окончания отстраненияопределено не конкретной датой, а обусловлено совершением определенногодействия (например, работник отстранен до прохождения планового медицинскогоосмотра)? Следует ли издавать приказ о прекращении отстранения от работы (одопуске к работе)? Пожалуй, следует. Особенно, если за время отстранениязаработная плата не начислялась. Однако, для выпускаэтого приказа требуется подтверждение, что основания отстранения отпали. Так,если работник был отстранен от должности постановлением суда, а затем ворганизацию поступило постановление прокурора об отмене временного отстраненияот должности, то работодатель в приказе с аналогичным наименованием («об отменевременного отстранения от должности») разрешает работнику приступить кисполнению своих должностных обязанностей со ссылкой на постановлениепрокурора.

Еще один пример. Согласно Правилам аттестации сварщиков испециалистов сварочного производства, утвержденным постановлениемГосгортехнадзора России от 30.10.1998 № 63 сварщики, временно отстраненные отработы за нарушение технологии сварки или повторяющееся неудовлетворительноекачество выполненных ими производственных сварных соединений, допускаются кработе после прохождения внеочередной аттестации. Документы, оформляющиерезультаты аттестации, также будут являться основанием для издания приказа одопуске работников к работе.

Если приказ об отстранении работника, не прошедшего проверкузнаний норм по охране труда составлялся, например, на основании предписанияинспектора государственного надзора или по требованию специалиста службы охранытруда, то такой приказ будет действовать до прохождения работником проверкизнаний. Документом, подтверждающим факт, что работник прошел проверку знанийтребований охраны труда в соответствии с Порядком обучения по охране труда ипроверки знаний требований охраны труда работниковорганизаций, утвержденным постановлением Минтруда России и МинобразованияРоссии от 13.01.2003 № 1/29, является протокол заседания комиссии по проверкезнаний требований охраны труда работников. В данном случае в приказе о допускеработника к работе или прекращении (отмене) отстранения следует указать дату иномер протокола.

При оформлении допуска к работе работников, отстраненных потребованиям уполномоченных органов и должностных лиц, следует учитывать, чтоформальным основанием для допуска работника является отмена требования,адресованного работодателю. Большинством нормативных правовых актов,устанавливающих правила направления требований и предписаний об отстранении отработников указанными органами и должностными лицами, как правило, определенпорядок отмены таких требований и предписаний. Но в любом случае, работодателюследует уточнить у должностного лица, направившего такое требование(предписание, постановление), каким образом будет отменяться это требование.

На практике нередко допуск работника к работе после егоотстранения оформляется изданием приказа об отмене ранее изданного приказаоб отстранении. По общему правилу, если приказ изменяет, отменяет или дополняетранее изданный документ или какие-то его положения, то один из пунктовраспорядительной части текста должен содержать ссылку на отменяемый документ(пункт документа) с указанием его даты, номера и заголовка; текст пункта долженначинаться словами «Признать утратившим силу ...»2. Данныйподход не совсем оправдан, поскольку таким способом может быть оформлен нетолько допуск работника к работе, но и отмена неправомерного отстраненияработника от работы, т.е. отмена приказа об отстранении с момента его издания.

Второй подход, который с юридической точки зрения считается более правомерным, заключается в издании приказа о прекращении (об отмене) отстранения. Если в приказе об отстранении содержалось указание бухгалтерии о не начислении заработной платы, то в приказе об отмене следует снять это распоряжение (примерный образец приказа приводится в разделе «Бумаги»).

Еще раз обращаем внимание работодателей на то, чтодокументальное оформление отстранения и последующей отмены отстраненияосуществляется в соответствии с правилами ведения делопроизводства ворганизации, а также с учетом особенностей, предусмотренных законодательствомдля организаций отдельных отраслей.

Заработная плата в период отстранения

Согласно части третьей статьи 76 Трудового кодекса РФ впериод отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работникуне начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Прежде всего такое исключениесодержится в третьей части названной статьи — в случаях отстранения от работыработника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в областиохраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинскийосмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения отработы, как за простой, то есть в соответствии со статьей 157 Трудового кодексаРФ. Названная статья различает порядок оплаты простоя, произошедшего по винеработодателя, от простоя, произошедшего по причинам, не зависящим отработодателя и работника: в первом случае время простоя оплачивается в размерене менее 2/3 средней заработной платы работника; во втором — не менее 2/3тарифной ставки (оклада).

Одним из федеральных законов,которым предусматривается исключение из правила, предусмотренного частьютретьей статьи 76 Трудового кодекса РФ, является Федеральный закон от31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (сизм. на 07.11.2000), пунктом 2 статьи 14 которогоустановлено, что на время отстранения государственного служащего, допу-стившего должностной проступок, за ним сохраняетсяденежное содержание. Вместе с тем, в отношении отдельныхкатегорий государственных служащих приостанавливается выплата надбавок. Так, например, согласно приказу МВД России от 03.06.2002 № 528юридическая надбавка не выплачивается сотрудникам органов внутренних делРоссийской Федерации, военнослужащим внутренних войск Министерства внутреннихдел Российской Федерации, лицам, замещающим должности федеральнойгосударственной службы за период отстранения от должности в случае привлеченияих в качестве обвиняемого в совершении преступления, а также в случае грубогонарушения служебной дисциплины, делающего невозможным исполнение имислужебных обязанностей.

Определенную форму компенсации отстраненным от должности врамках статьи 114 Уголовно-процессуального кодекса РФ предусматривает статья131 этого же Кодекса. В соответствии с подпунктом 8 части 2 статьи 131обвиняемому, временно отстраненному от должности на основании постановлениясуда, выплачивается ежемесячное пособие в размере 5 минимальных размеров оплаты труда, которое в силу части 1 той же статьивозмещается за счет средств федерального бюджета либо средств участниковуголовного судопроизводства.

При отстранении по отдельным основаниям законодательствопредусматривает выплату пособий по государственному страхованию. Например,такие пособия выдаются в случаях, установленных:

  • статьей 14 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» — больным туберкулезом;
  • статьей 33 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. на 10.01.2003) — работникам, являющимся носителями возбудителей инфекционных заболеваний (если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой), которых невозможно перевести на работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний.

Кроме того, в соответствии спунктом 19 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственномусоциальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от12.01.1984 № 13-6 (с изм. на 17.03.2000), еслирабочий или служащий был отстранен от работы органамисанитарно-эпидемиологической службы вследствие заразного заболевания лиц,окружавших его, то при карантине такому работнику выдается пособие по временнойнетрудоспособности.

Ответственность за незаконное отстранение

Согласно статье 234 Трудового кодекса РФ работодатель обязанвозместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконноголишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает,если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника отработы.

Отстранение от работы, на время которого не начисляетсязаработная плата, будет признано незаконным, если работодатель нарушит порядок,установленный статьей 76 Трудового кодекса РФ, то есть отстранит работника по основаниям, не предусмотренным в указанной статье или же произведетотстранение без достаточных на то оснований. Поэтому очень важно позаботиться осоставлении необходимых документов, подтверждающих наличие обстоятельств,предусмотренных статьей 76 Трудового кодекса РФ.

Кроме того, ответственным работникам, которые в соответствиис локальными нормативными актами наделены правом по оперативному отстранениюработников от работы с последующим уведомлением вышестоящего должностного лицаили руководителя организации, следует помнить, что отстранение без достаточныхоснований влечет за собой дисциплинарную ответственность.

* Окончание. Начало в «КП» № 3—4, 2003.

1 Далее — «приказ».

2 См.: приказ Росархива от 27.11.2000 № 68 «Об утверждении «Типовойинструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти».

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».