Меню
|
Статьи
Версия для печати
Все статьи |
Статьи за 2004 год
|
Статьи из номера N7 / 2004
Внедрение электронной аттестации персонала: с чего начать?
|
|
С
развитием организации, организационно-штатными переменами возникает потребность
в изменении применяемой в компании процедуры аттестации. Необходимость
пересмотра правил оценки сотрудников также может быть вызвана изменением
профессионального состава персонала. В частности, при увеличении количества
высококвалифицированных сотрудников изменение системы аттестации персонала
становится необходимым не только для того, чтобы установить адекватные схемы
оценки, но и для уменьшения временных,
человеческих и материальных затрат.
По этой
причине в группе компаний «Алеко» (фирменная розничная сеть) было принято
решение об изменении процедуры оценки персонала и внедрении электронной
аттестации. Если в вашей компании также назрела необходимость изменения правил
аттестации персонала, то эта статья будет полезной для специалистов по
управлению человеческими ресурсами.
Поскольку
процесс аттестации органически входит в состав стратегии управления
человеческими ресурсами, то во избежание противоречий и возможных конфликтов
при выборе системы оценки (аттестации) персонала особое внимание было обращено
на ее соответствие другим действующим процессам управления персоналом в
компании — внутреннего обучения, подготовки базы должностных инструкций и
компетенций, развитию сотрудника. При реализации проекта преследовались
следующие цели:
а)
|
побудить сотрудников целенаправленно и
планово совершенствовать свою повседневную рабочую деятельность для
увеличения прибыли компании и дальнейшего развития своей карьеры;
|
б)
|
установить задачи, приоритеты и ресурсы
для совершенствования деятельности сотрудника;
|
в)
|
определить препятствия и проблемные
области в работе сотрудника;
|
г)
|
согласовать необходимое обучение и план
дальнейшего развития сотрудника;
|
д)
|
определить возможность карьерного роста
сотрудника, материального стимулирования.
|
Идея
возникла на базе накопленных материалов программ Внутренней школы компании,
которые были переведены в электронные тесты, позволяющие более объективно
определить уровень знаний сотрудников.
Для
обеспечения контроля динамики индивидуального развития сотрудника используется
система оценки, которая предусматривает три этапа:
1)
|
электронные тесты (электронная оценка
знаний продаваемой техники, сервисных услуг компании, Закона РФ «О защите
прав потребителей», технологии продаж и т.д.). Электронные тесты обновляются
ответственными лицами по мере появления новых товаров и новой информации;
|
2)
|
оценка сотрудников «покупателями». Для
получения непредвзятой оценки приглашаются сторонние лица для «покупки»
товаров у консультантов-продавцов. «Покупатели» дают оценку сотрудникам по
предложенным службой управления персоналом критериям (в частности, предметом
оценки, в первую очередь, являются особенности поведения работника). На основании
установленных стандартов поведения, влияющих на эффективность деятельности,
был подготовлен лист оценки персонала, имеющего непосредственный контакт с
клиентами, сторонними лицами (форма листа приводится в разделе «БУМАГИ» —
стр. 83);
|
3)
|
оценка (характеристика) сотрудника
руководителем подразделения, предметом которой является выполнение
сотрудником должностных обязанностей.
|
На
основании документов, фиксирующих поставленные сотрудникам оценки, руководитель
подразделения проводит оценочное собеседование, в ходе которого определяется
уровень выполнения целей (задач), анализируются причины, из-за которых заданный
уровень не был выполнен, устанавливаются цели и желаемые результаты на
предстоящий период, планируются мероприятия по поддержке деятельности,
индивидуального развития, формы и сроки промежуточного контроля.
Прозрачность
целей проведения аттестации или оценки индивидуальной деятельности сотрудников,
гарантирующих максимальную объективность руководителя подразделения и
аттестационной комиссии, четкие ориентиры, должны быть известны каждому
сотруднику компании. Для этого разрабатываются, готовятся и выпускаются
следующие документы:
1)
|
распорядительные:
|
-
|
приказ о проведении аттестации
(назначение, сроки, место, порядок проведения, порядок формирования
аттестационной комиссии, порядок предоставления методической и
организационно-технической помощи структурным подразделениям, ответственные
лица);
|
-
|
Положение о проведении аттестации
персонала (основные положения (цели, порядок проведения, роль, функции,
обязанности руководителей различных уровней, полномочия аттестационной
комиссии, порядок установления сроков), описание процесса (подача
характеристики аттестуемого сотрудника, анкетирование, собеседование,
критерии оценки и использование результатов, формы учета результатов, порядок
подведения итогов (образец Положения об аттестации сотрудников приводится в
разделе «БУМАГИ» — стр. 84);
|
-
|
распоряжения (введение в действие
методических документов, разработок, дополнительной информации по проведению
оценки индивидуальной деятельности сотрудников);
|
-
|
приказ по итогам проведения оценки
(аттестации) персонала;
|
2)
|
методические:
|
-
|
методические указания по проведению
аттестации (значение аттестации персонала и ее итогов для компании,
определение круга лиц, подлежащих оценке, полномочия аттестационной комиссии,
формы документов по проведению оценки (аттестации), процедура оценки
аттестуемого, порядок подведения итогов);
|
-
|
методические рекомендации для
руководителей структурных подразделений (цель, выгоды для компании и
сотрудников, задачи, решаемые в процессе оценки, правила проведения
аттестации и оформления аттестационных документов);
|
-
|
памятки (технология взаимодействия между
специалистами подразделения по управлению человеческими ресурсами,
руководителями структурных подразделений, аттестационной комиссией).
|
Например,
для повышения знаний сотрудников, занимающихся продажей товаров (оказанием услуг),
и, соответственно, увеличения объемов продаж готовятся методические пособия по
характеристикам продаваемых товаров (оказываемых услуг) (описание, сравнение,
отличия, рекомендации по использованию, гарантии);
3)
|
организационно-технические:
|
-
|
распоряжения (введение в действие
методических документов, разработок, дополнительной информации по проведению
аттестации сотрудников, обучению руководителей организации);
|
-
|
пакет аттестационной документации
(характеристика на аттестуемого, оценочный лист, анкета, алгоритм
собеседования, выводы из собеседования, протокол заседания аттестационной
комиссии);
|
-
|
план развития сотрудника (обучение,
повышение квалификации, компетенция).
|
Ответственность
за организацию и проведение процедуры «электронной аттестации» несут
руководитель, сотрудник и служба управления персоналом.
В
частности, руководитель подразделения отвечает за:
1)
|
обеспечение своевременного проведения
аттестации сотрудника (время и дата электронной оценки знаний и собеседования
на основании приказа о проведении аттестации (цель, сроки, место, порядок
проведения, порядок формирования аттестационной комиссии, порядок
предоставления методической и организационно-технической помощи структурным
подразделениям, ответственные лица);
|
2)
|
содержание собеседования и приоритетных
областей для обсуждения с сотрудниками;
|
3)
|
ознакомление с результатами предыдущей
аттестации сотрудника.
|
Сотрудник в данной процедуре является ответственным
за:
1)
|
предварительную самооценку своей
деятельности;
|
2)
|
определение областей деятельности, в
которых могут быть произведены улучшения;
|
3)
|
определение наиболее проблемных областей
в собственной работе;
|
4)
|
подготовку предложений по необходимому
обучению для повышения эффективности своей деятельности.
|
На службу
управления персоналом ложится ответственность за:
1)
|
правильность проведения процедуры
аттестации;
|
2)
|
обучение руководителей подразделений
процедуре проведения аттестации;
|
3)
|
выборочное проведение собеседований с
сотрудниками совместно с руководителями подразделений (в случае
неудовлетворительной оценки, конфликтной ситуации);
|
4)
|
проведение анализа электронных оценок,
занесение их в личные дела сотрудников и предоставление их руководителям
подразделений.
|
Для
обучения руководителей подразделений и менеджеров по персоналу проводится
семинар по специальной программе.
Программа
семинара
№
|
Мероприятие
|
Время
|
Примечание
|
1
|
Что такое оценка (аттестация)?
Отличия
|
|
|
2
|
Напишите Ваше видение целей аттестации
Цели оценки (аттестации)
|
|
|
3
|
Юридические аспекты аттестации
|
|
|
4
|
Выбор системы оценки персонала:
- классическая (пакет документов)
- по критериям (К. Шмидт, Япония) -
ролевая игра;
- "360 градусов";
- по целям (Япония);
- тесты
|
|
|
5
|
Аттестация:
- приказ;
- положение;
- характеристика;
- критерии (разработка критериев для
оценки консультантов-продавцов) каждый - группа - презентация - общие;
- оценка "покупателя";
- постановление (приказ);
- объявление оценки - проведение
собеседования - ролевая игра;
- возможность проведения стандартной
аттестации
|
|
|
6
|
Вопросы - ответы
|
|
|
Преимуществами
проведения аттестации в электронном виде являются:
-
|
сокращение временных затрат и
человеческих издержек;
|
-
|
проверка знаний во всех требуемых
сотрудникам областях;
|
-
|
наглядность динамики эффективности
деятельности и развития сотрудника;
|
-
|
«чужая» оценка (оценка «покупателя»);
|
-
|
оперативность установления результатов
знаний (сразу по прохождении тестов).
|
Данная
аттестация преследует три цели:
1)
|
накопление информации, необходимой для
принятия управленческих решений (изменение компенсаций, должностные
перемещения и т.д.);
|
2)
|
создание у сотрудников представления о
том, какие требования компания предъявляет к ним (уровень профессионализма и
другие);
|
3)
|
обоснование для сотрудников и
руководителей подразделений использования тех или иных управленческих
действий (увольнений, смещений с должности и т.д.).
|
Задачи,
которые ставились перед оценкой сотрудников:
-
|
установить соответствие сотрудников
занимаемой должности;
|
-
|
получить максимально объективную оценку
профессиональных, деловых, личностных качеств;
|
-
|
определить возможности дальнейшей
мотивации сотрудника;
|
-
|
составить план развития сотрудника
(обучения, повышения квалификации, развития карьеры);
|
-
|
поставить перед сотрудником задачи на
определенный период, повысить ответственность и исполнительскую дисциплину.
|
По
результатам аттестации всем сотрудникам во Внутренней школе компании
предлагается пройти обучение по тем направлениям, где требуются улучшения. По
окончании обучения также готовится индивидуальная характеристика сотрудника и
проводится собеседование, на котором вырабатываются рекомендации по улучшению
деятельности сотрудника и непосредственного руководителя подразделения.
В
характеристике отражаются следующие сведения о работнике: профессиональные
знания и навыки, ответственность за выполнение должностных обязанностей,
отношение к трудовой дисциплине, степень лояльности к компании и активности,
уровень самостоятельности в принятии решений, способности ориентироваться в
сложных ситуациях, обучаемость (восприимчивость к знаниям, скорость усвоения,
возможность применения нового, умение передать полученное коллегам или
организовать деятельность с использованием полученных знаний и навыков).
В
результате аттестации выделяются следующие группы сотрудников:
-
|
перспективная группа — компетентные, лояльные, обучаемые,
личностно зрелые, достигающие высоких результатов в профессиональной
деятельности сотрудники. Для этой группы вырабатывается ряд мотивирующих
процедур (улучшение условий труда, материальное поощрение, карьерные
продвижения и т.д.), а также определяются и формируются такие условия, в
которых возможности сотрудника принесут компании наилучшие результаты;
|
-
|
номинальная группа — сотрудники, обладающие средним или
приближающимся к среднему уровнем требуемых характеристик. Для них необходимо
рассмотреть возможности перехода из «номинальной» группы в «перспективную».
Эффективным способом являются внутренние ротации персонала, обучение и
улучшение условий труда и комфортности на рабочих местах;
|
-
|
группа, не соответствующая предъявляемым
требованиям —
неспособные, совершающие многочисленные повторяющиеся ошибки сотрудники,
аутсайдеры по основным параметрам профессиональной деятельности. Эта
категория заменяется в установленные руководством сроки, а, учитывая высокую
текучесть в сфере розничной торговли, велика вероятность самостоятельного
ухода из компании.
|
По итогам
проведения аттестации сотрудников фирменной розничной сети можно сделать
следующие шаги по развитию данной процедуры:
-
|
вопросы в электронных тестах можно
разделить на категории и использовать при подборе персонала, оценке
прохождения испытательного срока и установления квалификации сотрудников;
|
-
|
подготовить новые или дополнительные
программы обучения для расширения зоны знаний, ответственности сотрудников;
|
-
|
привлекать наиболее
высококвалифицированных сотрудников к подготовке программ обучения,
дальнейшей разработке и корректировке электронных тестов.
|
|
|