Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2010 год | Статьи из номера N1 / 2010

Производство знаний или обучение — инструмент управления персоналом

Н.Е. Папонова,

Человеческие ресурсы не имеют границ, так как постоянно совершенствуются: получают новые знания, навыки, умения, опыт, то есть производят знания — обучаются.
Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знания помогают персоналу планировать, организовывать, координировать и контролировать свою трудовую деятельность, решая различные проблемы, возникающие в ее процессе.
Обучение — процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений и способов познавательной деятельности человека; двусторонний процесс, в котором участвуют как обучающий (преподаватель), так и обучаемый (ученик) в их совместной деятельности*.
Обучение — процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду**.
Для чего компаниям следует обучать своих сотрудников? Это вопрос, на который не существует однозначного ответа. Различные компании имеют свои собственные мотивы обучения персонала.
Каждая компания, подбирая обучение для своих сотрудников, ставит определенную цель:
* Азимов Э.Л., Щукин А.И. на www.gramota.ru.
** Большая советская энциклопедия.

  • изучение новых технологий и инструментария в любом направлении деятельности компании (развитие компании);
  • получение высшего образования сотрудниками компа­нии (повышение как профессионального, так и культурного уровня персоналом компании);
  • развитие компетенций у сотрудников компании;
  • развитие личностных, деловых качеств, которые требуются для достижения целей и задач компании (психологические, деловые, управленческие аспекты в сфере профессиональной деятельности);
  • систематическое углубление знаний в профессиональной области (повышение квалификации для достижения более высоких результатов в компании);
  • изменение поведенческих аспектов сотрудника (деловое общение с коллегами, клиентами);
  • систематическое получение знаний, умений, навыков в областях, смежных профессиональной деятельности (переподготовка кадров, обучение смежным профессиям, расширение кругозора);
  • появление деловых связей между слушателями в период обучения (деловые знакомства, профессиональная взаимопомощь в решении вопросов);
  • внедрение корпоративных стандартов, инноваций;
  • развитие корпоративной культуры.

    Даже при условии, что компания в данный момент не готова по каким-либо причинам инвестировать средства в обучение, — это не значит, что компания не развивает своих сотрудников, не повышает их квалификацию. Существует как внешнее обучение (обучение во внешних для компании обучающих организациях за собственный счет сотрудника и/или за счет компании), так и внутрифирменное обучение (обучение, которое проводится наиболее опытными, профессионально подготовленными сотрудниками компании, которые передают различными способами те знания, опыт, умения и навыки, которые отсутствуют у их коллег).


    Например:
    1. Сотрудники с опытом работы могут передавать свои знания, навыки, опыт в качестве наставников вновь принимаемым на работу.
    2. Высококвалифицированные специалисты могут передавать знания различных технологий своим менее квалифицированным коллегам.
    3. Специалисты подразделений (главный бухгалтер, юрист) могут передавать новую информацию (о налогообложении физических лиц) для сотрудников различных подразделений компании.

    При определении целей и задач профессионального обучения следует помнить о принципиальном различии между обучением и образованием: первое служит общему развитию навыков и умений, необходимых сотруднику и данной компании, второе направлено на профессиональное развитие сотрудника в определенной сфере знаний.

    Персонал — взрослые люди, уже сложившиеся и имеющие свои мнение и опыт. Стоит заметить, что система обучения взрослых имеет свои особенности. Они обучаются следующим образом (цикл Колба):
    1. Осознание нового — «ВИЖУ».
    2. Построение теории — «АНАЛИ­ЗИРУЮ».
    3. Апробация, практика — «ПРО­БУЮ».
    4. Оценка результата — «ПОДВОЖУ ИТОГ» (буду или не буду использовать в своей деятельности).

    Рассмотрим основные функции HR-менеджера, и чем они выгодны компании:

    Итак, обучение необходимо для:

  • минимизации сроков вхождения в должность (коллектив);
  • учета и систематизации знаний, умений, навыков и их дальнейшего развития;
  • мотивации персонала на собственное развитие и развитие карьеры;
  • формирования требуемой компании корпоративной культуры;
  • дальнейшего производства знаний в компании.

  • Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
    Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



    Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».