В данном материале рассмотрим, какие цели и задачи ставятся при введении должности менеджера по персоналу, ответственного за подбор и организацию обучения в компании, какими качествами должен обладать претендент на данную должность.
Основная цель любой компании — это получение максимально возможной прибыли. Этой цели подчинена деятельность каждого подразделения коммерческого предприятия. Причем эта задача может решаться двумя путями:
- максимизация прибыли;
- минимизация издержек.
Служба управления персоналом относится к числу «затратных», то есть тех, которые самостоятельно прибыли не приносят. Она участвует в прибыли путем минимизации издержек за счет оптимизации кадровых бизнес-процессов в компании.
Цель должности HR-менеджера устанавливается в соответствии со стратегией управления человеческими ресурсами в компании и кадровой политикой в области обучения и развития персонала.
Задачи HR-менеджера:
- оптимизация процесса обучения в компании;
- оптимизация процесса развития сотрудников в компании;
- проведение оценки компетенций, имеющихся у сотрудников компании;
- анализ возможностей развития компетенций и предложения по обучению;
- составление и согласование Плана обучений на определенный период с утвержденным бюджетом;
- подбор внешнего обучения в соответствии с Планом обучений;
- организация и проведение внутреннего обучения в соответствии с Планом обучений;
- анализ качества пройденного персоналом обучения;
- ведение базы данных пройденных персоналом обучений;
- анализ развития компетенций после пройденных обучений;
- оценка деятельности преподавателей, проводящих обучение;
- анализ необходимых персоналу компании программ на соответствие целям и принципам деятельности компании, ее философии и традициям;
- анализ необходимых персоналу компании программ на повышение эффективности и результативности в профессиональной и деловой деятельности сотрудников;
- участие в подготовке требуемых компании программ в определенный период (техническое задание и/или составление программы);
- мотивация персонала на обучение;
- возможность дальнейшего развития карьеры сотрудников;
- прогнозирование ожидаемых результатов для деятельности компании; проведение коммерческих программ, согласованных с руководством.
Для решения вышеперечисленных задач HR-менеджеру необходимы следующие компетенции: взвешенный риск (способность анализировать), умение владеть собой, способность следовать этическим нормам, достижение результата, открытость к контактам, лидерство (умение увлечь идеей), развитие успешной команды, способность к принятию решений, лояльность и так далее в зависимости от требований компании и задач должности.
При проведении корпоративного тренинга в торговой компании участники разработали следующий материал по компетенциям HR-менеджера и способам их оценки:
Ключевые компетенции HR менеджера (по убыванию значимости)
Компетенция |
Способы оценки |
Способность анализировать |
Предложить профессиональный кейс: за ограниченное время необходимо произвести анализ кейса и предложить варианты последующих действий |
Умение вызывать доверие |
- Визуальная субъективная оценка нескольких человек;
- Оценка способности раскрываться, самому проявлять доверие (например, предложить рассказать о хобби, досуге) |
Знание рынка обучения и интересов компании |
- Какие формы обучения предлагает рынок для повышения квалификации (указывается конкретная тема обучения)?
- Назвать конкретную тему обучения, предложить написать все, что человек знает о подобном обучении с точки зрения рынка труда (обучающие организации, уровень квалификации и практических навыков преподавателей, стоимость и пр.) |
Умение организовать процесс |
Задание: необходимо организовать деятельность группы из нескольких человек таким образом, чтобы за 1 минуту совместно нарисовать лошадь, при этом каждый участник рисует свой элемент (свою часть) |
Умение аргументировать |
«Докажите, что ... (какой-либо факт или утверждение)». «А теперь докажите обратное утверждение» |
Умение получать информацию |
Предложить собрать максимальное количество информации о собеседнике за 5 минут диалога |
Умение слушать |
После завершения собеседования попросить оценить кандидата, что произошло - ход беседы или предложить рассказать, что запомнилось о компании и о должности |
Умение настоять
на своей точке зрения |
Ролевая игра, например, «Тендер» и т.п. |
Умение доносить информацию |
Предложить прочитать рассказ, который затем необходимо пересказать, т.е. донести информацию до других (как вариант- донести информацию до разных групп) |
Способность «видеть человека» |
После собеседования интервьюер задает вопрос: «Что Вы можете сказать обо мне как о специалисте / человеке?» |
Умение «использовать людей» (умение влиять или умение применять их знания, навыки, потенциал на благо компании) |
Присутствует 2 кандидата. Предложить 1-му забрать у другого ручку, 2-му- не отдавать ручку (необходимо убедить) |
Способность вести за собой команду |
Ролевая игра, например «Необитаемый остров» |
Творческий подход |
Предложить описать какой-либо предмет, вещь без слов |
Умение считать |
Предложить решить задачи на логику |
Умение улаживать конфликты |
Задать ролевую ситуацию, в которой человек выступает в качестве медиатора (ролевой кейс) |
|