Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2010 год | Статьи из номера N2 / 2010

Производство знаний или обучение — инструмент управления персоналом

Папонова Н.Е.,

В данном материале рассмотрим, какие цели и задачи ставятся при введении должности менеджера по персоналу, ответственного за подбор и организацию обучения в компании, какими качествами должен обладать претендент на данную должность.
Основная цель любой компании — это получение максимально возможной прибыли. Этой цели подчинена деятельность каждого подразделения коммерческого предприятия. Причем эта задача может решаться двумя путями:

  • максимизация прибыли;
  • минимизация издержек.

Служба управления персоналом относится к числу «затратных», то есть тех, которые самостоятельно прибыли не приносят. Она участвует в прибыли путем минимизации издержек за счет оптимизации кадровых бизнес-процессов в компании.
Цель должности HR-менеджера устанавливается в соответствии со стратегией управления человеческими ресурсами в компании и кадровой политикой в области обучения и развития персонала.

Задачи HR-менеджера:

  • оптимизация процесса обучения в компании;
  • оптимизация процесса развития сотрудников в компании;
  • проведение оценки компетенций, имеющихся у сотрудников компании;
  • анализ возможностей развития компетенций и предложения по обучению;
  • составление и согласование Плана обучений на определенный период с утвержденным бюджетом;
  • подбор внешнего обучения в соответствии с Планом обучений;
  • организация и проведение внутреннего обучения в соответствии с Планом обучений;
  • анализ качества пройденного персоналом обучения;
  • ведение базы данных пройденных персоналом обучений;
  • анализ развития компетенций после пройденных обучений;
  • оценка деятельности преподавателей, проводящих обучение;
  • анализ необходимых персоналу компании программ на соответствие целям и принципам деятельности компании, ее философии и традициям;
  • анализ необходимых персоналу компании программ на повышение эффективности и результативности в профессиональной и деловой деятельности сотрудников;
  • участие в подготовке требуемых компании программ в определенный период (техническое задание и/или составление программы);
  • мотивация персонала на обучение;
  • возможность дальнейшего развития карьеры сотрудников;
  • прогнозирование ожидаемых результатов для деятельности компании; проведение коммерческих программ, согласованных с руководством.

Для решения вышеперечисленных задач HR-менеджеру необходимы следующие компетенции: взвешенный риск (способность анализировать), умение владеть собой, способность следовать этическим нормам, достижение результата, открытость к контактам, лидерство (умение увлечь идеей), развитие успешной команды, способность к принятию решений, лояльность и так далее в зависимости от требований компании и задач должности.
При проведении корпоративного тренинга в торговой компании участники разработали следующий материал по компетенциям HR-менеджера и способам их оценки:

Ключевые компетенции HR менеджера (по убыванию значимости)


Компетенция

Способы оценки

Способность анализировать

Предложить профессиональный кейс: за ограниченное время необходимо произвести анализ кейса и предложить варианты последующих действий

Умение вызывать доверие

-   Визуальная субъективная оценка нескольких человек;
-    Оценка способности раскрываться, самому проявлять доверие (например, предложить рассказать о хобби, досуге)

Знание рынка обучения и интересов компании

-    Какие формы обучения предлагает рынок для повышения квалификации (указывается конкретная тема обучения)?
-    Назвать конкретную тему обучения, предложить написать все, что человек знает о подобном обучении с точки зрения рынка труда (обучающие организации, уровень квалификации и практи­ческих навыков преподавателей, стоимость и пр.)

Умение организовать процесс

Задание: необходимо организовать деятельность группы из нескольких человек таким образом, чтобы за 1 минуту совместно нарисовать лошадь, при этом каждый участник рисует свой элемент (свою часть)

Умение аргументировать

«Докажите, что ... (какой-либо факт или утверждение)». «А теперь докажите обратное утверждение»

Умение получать информацию

Предложить собрать максимальное количество информации о собеседнике за 5 минут диалога

Умение слушать

После завершения собеседования попросить оценить кандидата, что произошло - ход беседы или предложить рассказать, что запомнилось о компании и о должности

Умение настоять
на своей точке зрения

Ролевая игра, например, «Тендер» и т.п.

Умение доносить информацию

Предложить прочитать рассказ, который затем необходимо пере­сказать, т.е. донести информацию до других (как вариант- донести информацию до разных групп)

Способность «видеть человека»

После собеседования интервьюер задает вопрос: «Что Вы можете сказать обо мне как о специалисте / человеке?»

Умение «использовать людей» (умение влиять или умение применять их знания, навыки, потенциал на благо компании)

Присутствует 2 кандидата. Предложить 1-му забрать у другого ручку, 2-му- не отдавать ручку (необходимо убедить)

Способность вести за собой команду

Ролевая игра, например «Необитаемый остров»

Творческий подход

Предложить описать какой-либо предмет, вещь без слов

Умение считать

Предложить решить задачи на логику

Умение улаживать конфликты

Задать ролевую ситуацию, в которой человек выступает в качестве медиатора (ролевой кейс)


Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».