Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2010 год | Статьи из номера N6 / 2010

Развитие креативного потенциала сотрудников при реализации инновационных проектов

Хлебная Е.А.,

Мыльник А.В.

В последние десятилетия все большую популярность приобретают такие понятия, как «креативность» и «инновации», которые играют решающую роль в создании конкурентных преимуществ. На сегодняшний день термин «креативность» не имеет единого академического определения и толкования, олицетворяя в сознании людей все ценные творческие и интеллектуальные компоненты личности человека, которые в совокупности позволяют называть его творцом. В соответствии с имеющимися у них познаниями и приоритетами, одни люди придают ему более практическое значение, считая возможным целенаправленное развитие креативного потенциала. Другие видят его наличие и, соответственно, возможность его развития в изначальной природной одаренности, приводя в качестве доказательства биографии выдающихся деятелей науки и искусства, обладавших неординарными интеллектуальными и творческими способностями, признанными даром природы. Основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу определяет креативность как «фундаментальнейшую характеристику человеческой природы, потенциал, данный каждому человеку от рождения», а также «особый способ мировосприятия» или «взаимодействия с реальностью»*. Опираясь на данное определение, можно обозначить креативность как умение или навык видеть и воспринимать окружающие предметы и события в новом, необычном ракурсе.
С точки зрения авторов, наиболее ценной чертой данного потенциала является его высокая роль в сфере инноваций. Инновация как интеллектуальный массив, являющийся по сути продуктом деятельности человеческого интеллекта, представляет собой наиболее систематизированный и наглядный результат использования креативного потенциала. И соответственно именно инновации в наибольшей степени оказывают влияние на развитие научно-технического прогресса.

* Абрахам Маслоу. Самоактуализированные люди: Исследование психологического здоровья: Спб., 1999.

Креативный потенциал, по мнению авторов, представляет собой комплекс интеллектуальных и творческих инструментариев, взаимосвязанных в рамках профессиональной или творческой деятельности и характеризующихся способностью индивида к разработке новых идей и концепций на основе имеющихся у него знаний и информации, поступающей из внешней среды.
В данном случае мы используем термин «инструментарии», т.к. считаем способность к развитию креативного потенциала не столько природной одаренностью и прерогативой «избранных», сколько совокупностью управляемых качеств личности, заложенных при рождении в каждом человеке. Соответственно, креативный потенциал поддается целенаправленному развитию при соответствующей работе по развитию сотрудников организации. При более детальном рассмотрении процесса разработки инновации мы находим подтверждение нашим доводам: во время разработки новой идеи специалист всегда либо оперирует уже известными ему данными, либо привлекает информацию из внешних источников (научная литература, мнение и знания коллег, интернет, журналы и газеты и т.д.). Человек творческий также, как правило, сначала развивается до определенного уровня в своих навыках (живопись, музыка, писательское мастерство и т.д.), без чего он просто не в состоянии на должном уровне преподнести свое видение какого-либо объекта другим людям.

В то же время креативный потенциал нельзя назвать рутинной подсистемой личности. Сам по себе креативный подход в деятельности сотрудника позволяет создавать оригинальные и непохожие на имеющиеся на рынке материальные и интеллектуальные продукты. Но это происходит отнюдь не за счет неконтролируемых импульсов или озарений, а благодаря использованию специалистом тех механизмов мышления, которые, как правило, недостаточно задействованы (или не задействованы вовсе) у других сотрудников.
Не так давно ученые обнаружили, что «фантазирование» в расслабленном состоянии активирует правое полушарие мозга — источник творчества и гениальных решений. Головной мозг — это удивительный орган, состоящий из более чем тридцати миллиардов клеток и вмещающий триллионы атомов, каждый из которых работает на наш интеллект. Джеймс Уотсон, удостоенный Нобелевской премии за участие в открытии ДНК, говорил, что человеческий мозг — «самое сложное из всего, что нам известно в нашей Вселенной».
Но при всей сложности устройства мозга его общая топография проста и симметрична. Наш мозг разделен на два полушария. Левое полушарие отвечает за последовательность, логику и анализ, правое — за инициативу и творчество.
Часто эти различия подают в чересчур упрощенном виде. Кроме того, долгое время существовала теория, в соответствии с которой левая часть считалась более важной, пока Роджер У. Сперри, ученый из Калифорнийского технологического университета, не изменил привычный взгляд на наш мозг и на нас самих. После серии экспериментов Сперри убедился, что традиционный взгляд теперь не выдерживал критики. Как формулировал сам Сперри: «Так называемое подчиненное, или малое, полушарие, которое мы прежде признавали неграмотным и интеллектуально неполноценным — а некоторые специалисты даже отказывались считать разумным, — в действительности оказалось главным членом мозговой семьи там, где речь идет о выполнении определенных интеллектуальных задач».
Как утверждает доктор медицинских наук В. Ротенберг: «Без правого полушария мы превратились бы в высокоразвитые компьютеры, в счетные машины, тщетно пытающиеся приспособить многозначный и текучий мир к своим ограниченным программам»*.

Таким образом, активируя работу правого полушария можно развить в людях креативный потенциал.
В частности, в рамках данной статьи, имеет смысл рассмотреть три основных инструментария развития креативного потенциала: воображение, визуализацию и интеграцию идей. Эти три компонента, будучи с точки зрения стороннего наблюдателя взаимосвязаны весьма опосредованно, в сознании специалиста являются наиболее значимыми при разработке инновации. В первую очередь следует рассмотреть воображение.
Согласно общепринятому определению воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память**. Л.С. Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением».

* В. Ротенберг. Образ Я // http://i-psychology.ru/ psiho/ROTTENBERG.

** http://ra.wrkipedia.org/wrki/Воображение.

Согласно представлениям большинства людей, воображение не является ценным навыком в профессиональной работе, уступая эту роль таким качествам, как компетентность, опыт, наличие соответствующего профильного образования. В то же время история приводит достаточно много примеров, в которых воображение одного человека прямым образом воздействовало на ход мировой истории.
В качестве подобного примера можно привести влияние воображения известного писателя Жюля Верна на появление новых технологических изобретений и открытие новых географических районов. Так, именно он спрогнозировал благодаря одному воображению появление электрического двигателя, открытие Северного и Южного полюсов, разработку искусственных спутников, создание вертолетов, путешествие человека на Луну и др. Аналогичным примером может служить известный отечественный ученый-космист К.Э. Циолковский, благодаря своему воображению и на основе достаточно ограниченных информационных ресурсов в конце XIX — начале XX века разработал теоретические основы межпланетных путешествий. Сегодня у нас может вызвать недоумение, как еще до революции никому не известный преподаватель провинциального училища мог отчетливо представить себе удаляющуюся от Земли ракету.
Если же посмотреть на ситуацию несколько иначе, проследив истории рождения наиболее великих изобретений и открытий, то мы увидим, что в самом начале, еще до какой-либо логической формализации, эти открытия представляли собой яркие вспышки на экране человеческого воображения — фантазии. При этом они были не просто мечтательными образами, не имеющими ничего общего с реальностью, — в основе своей каждая подобная фантазия содержала сильный импульс желания ее изобретателя к воплощению своей разработки в виде систематизированной теории, материального или нематериального продукта. Это желание, превращавшееся с течением времени в устойчивую самомотивацию, являлось лучшим двигателем для развития данной идеи. Однажды созданная воображением изобретателя фантазия становилась неким мистическим зеркалом, в котором он видел не только пройденный им путь, но и смысл дальнейшей жизни. О важности внутренней мотивации свидетельствуют высказывания многих выдающихся деятелей, известных творческими достижениями. Отвечая на вопрос, в чем залог успеха ученого, лауреат Нобелевской премии физик Атур Шавлов заметил: «Огромное значение имеет интерес к своему делу. Наиболее успешны часто не самые талантливые, а самые любопытные. Их снедает жажда найти ответ». По мнению авторов, именно воображение является отправной точкой при реализации креативного потенциала. Существует достаточно много теорий о его структуре и функционировании. На наш взгляд, основным катализатором воображения являются желания человека, его мечты, которые не удовлетворены в данный момент времени. Значительное влияние на воображение оказывает область бессознательного (особенно отражаются на нем заложенные в детстве конформные и негативные установки, подавляющие творческую активность индивида), но в основной степени управление воображением производится сознательным интеллектуальным усилием самим человеком.
Соответственно специфической области создания инноваций и реализации инновационных проектов, от специалиста требуется не просто использование воображения в жизни, а применение его именно к разработке инновационных идей. Для этого специалист должен быть не просто профессионалом — ему следует обладать непосредственным интересом к области исследования.

Равнодушное отношение к объекту исследования не позволит ему в полной мере активировать все механизмы воображения, и те идеи, которые он сгенерирует при этом, в лучшем случае будут являться бледными копиями имеющихся на рынке аналогов. В реальной жизни управляющие проектом, как правило, относят подобные невысокие результаты либо к сложности проекта, либо к низкому профессионализму исполнителей. С нашей точки зрения, в основе данного исхода лежат именно низкая мотивация и самомотивация сотрудников и вытекающая из этого крайняя пассивность при использовании воображения.
Вторым значимым инструментарием, способствующим развитию креативного потенциала, является визуализация. Визуализация и воображение довольно схожи, однако визуализация использует воображение для создания умозрительных картин желаемого и является конечной частью проделываемой сознанием работы, необходимой для того, чтобы «увидеть» идею, продукт, проект завершенным. Визуализация использует ментальный процесс человека для создания «фильма», который можно «просмотреть». Зритель фактически наблюдает за происходящей визуализацией кадр за кадром. Визуализация также предполагает, что сценарий фильма, подбор актеров и постановка производятся с использованием известных критериев, правил и допущений и предполагают желаемый результат.

Итак, визуализация представляет собой способность индивида к целенаправленному формированию визуальных (зрительных) образов в мозгу на основе осмысления идей, а также в процессе творческого поиска, для достижения состояния логической ясности в исследовании отдельного явления или группы явлений и формирования целостного представления о процессах, происходящих внутри исследуемого объекта. К сожалению, эта способность не всегда оценивается специалистами, предпочитающими формализованное мышление и не доверяющих точности воображения. При этом визуализация конкретных сценариев развития позволяет специалисту моделировать различные варианты развития проблемной ситуации.
Эффективность процесса визуализации при разработке инновационной идеи напрямую зависит от уровня концентрации внимания специалиста. Высокая степень успеха достигается в том случае, когда специалист способен удерживать идею перед внутренним взором непрерывно на протяжении 5—7 минут.
Третьим важным инструментарием при развитии креативного потенциала является способность к интеграции идей. Данное предположение основано на том, что любая инновация как некий массив информации представляет собой результат интеграции определенного числа информационных процессов (идей) в сознании специалиста, обладающий ключевыми технологическими, эргономическими, информационными и иными свойствами, не имеющими аналогов на рынке. Проще говоря, каждый продукт можно условно разделить на те идеи, которые лежат в основе его создания: идея по созданию обтекаемого корпуса принтера, идея создания панели управления на его корпусе, идея по созданию реверсного механизма, активирующегося в случае застревания бумаги при печати и т.д. В конечном счете любой продукт можно представить в виде совокупности идей, лежащих в основе его создания. В случае инновационного продукта часть этих идей позволяет значительно повысить эффективность пользования данным продуктом либо решить существующие проблемы, связанные с его использованием. Если речь идет о продуктах, обладающих высокой наукоемкостью и не имеющих аналогов, то ценность формирующих его инновационных идей максимальна и имеет высокое воздействие на развитие НТП.
Если представить себе функционирование механизмов воображения среднестатистического человека, то можно и без достаточно сложной формализации проследить интегративность как одно из основных его качеств. Когда идея рождается в сознании исследователя, изначально она не имеет четких визуальных и логических очертаний, представляя собой некую довольно простую по структуре совокупность информационных процессов. Для ее разработки и совершенствования человек использует в первую очередь внутренние источники — память, накопленный опыт, визуальные возможности сознания. Он «подключает» к этой идее те информационные процессы, которые будут способствовать ее логическому обоснованию и сделают возможным ее развитие в материальном и интеллектуальном планах в той системе, для ко торой она разрабатывается. Так, если специалист разрабатывает идею о создании корпуса нового продукта из более совершенного материала (в качестве примера можно привести одну из серий ноутбуков Sony, при производстве корпуса которых был использован не пластик, а углеродное волокно), то ему необходимо обеспечить полное соответствие нового материала к задачам, выполняемым продуктом. В случае с материалом корпуса, к примеру, это может быть интеграция идеи о создании в новом корпусе дополнительных вентиляционных отверстий, если данный материал обладает меньшей теплопроводностью.

Таким образом, сформированная инновация представляет собой определенный комплекс идей, каждая из которых решает отдельную задачу и служит целям эффективной реализации основной инновационной идеи внутри той системы, для которой она была разработана.
Некоторые специалисты считают, что существует два основных типа креативности в зависимости от подхода к разработке инновации: «первичная», связанная с творческим озарением и позволяющая создать продукт с высокой степенью научной и рыночной новизны, и «комбинаторная», позволяющая создавать инновации путем комбинации известных идей, в итоге получая продукт с меньшей степенью новизны. Исключая инновации, связанные с значительными открытиями в науке и фундаментальными изменениями в представлениях об окружающем мире, можно с уверенностью сказать, что с помощью целенаправленной интеграции идей возможна разработка не только продуктов-имитаторов, в основе повторяющих своих предшественников, но и качественно новых, не имеющих аналогов. К этому выводу позволяет прийти синергетический подход, включающий в себя теорию самоорганизации, теорию детеминированного хаоса, теорию фракталов и другие научные ветви. Наиболее известными в экономике проявлением данного подхода является анализ и расчет так называемого синергетического эффекта — эффекта взаимодействия. В соответствии с известными определениями он представляет собой определенный добавочный эффект, являющийся следствием органичной интеграции ранее разделенных компонентов системы. С учетом синергетического эффекта общая эффективность системы выше, чем суммарная эффективность ее подсистем, функционирующих по отдельности.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».