Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2010 год | Статьи из номера N7 / 2010

Допуск к государственной тайне защита государственной тайны по новым правилам

Щур-Труханович Л.В.,

директор Центра исследований в сфере экономики и права,
к.э.н.

С 01.05.2010 органами государственной органами местного самоуправления, предприятиями и организациями применяется новый порядок допуска граждан к государственной тайне — установленный Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63.

Многие подходы к проведению данной процедуры существенно изменились, значительная часть пробелов, обусловливаемая несогласованностью положений принятой в 1995 году Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (постановление Правительства РФ от 28.10.1995 № 1050) и введенного в действие в 2002 году Трудового кодекса РФ, заполнена новой Инструкцией. Однако, на наш взгляд, обновленная регламентация допуска к государственной тайне все еще несовершенна (особенно применительно к возникновению и прекращению трудовых отношений) и ввиду отсутствия объяснений исключения ранее проводившихся мероприятий на практике следует ожидать возникновения на практике целого ряда вопросов.

Для ознакомления сотрудников кадровых служб, а также режимно-секретных подразделений с новым порядком допуска граждан к государственной тайне с данного номера журнала начинается серия статей, в которых будут подробно анализироваться положения новой Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне*, даваться ответы на вопросы подписчиков журнала (причем, как по старым, так и по новым правилам), приводиться образцы и формы необходимых документов. Для тех подписчиков, кому необходима сразу вся информация о нововведениях в данной сфере, рекомендуем приобрести практическое пособие «Государственная тайна в трудовых отношениях», в котором в сжатой по сравнению с журнальной, но все же в доступной форме и в полном объеме изложен новый порядок оформления допуска работников к государственной тайне и прекращения такового.
Несмотря на введение новых правил допуска к государственной тайне, в соответствии с пунктом 2 названного постановления Правительства РФ допуск к государственной тайне, оформленный до 01.05.2010 по правилам, определенным в Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федера­ции к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 № 1050, действителен до окончания срока действия допуска (более подробно об этом см. раздел «КОНСУЛЬТАЦИИ» на стр. 73).

¦ Понятие «государственная тайна» и содержание работ по отнесению сведений к государственной тайне и их засекречиванию
Под тайной в общественных отношениях понимаются сведения, преднамеренно скрываемые лицом, обладающим ими или имеющим доступ к таковым, и для защиты которых от несанкционированного доступа, предотвращения их распространения (разглашения) указанным лицом или уполномоченным им субъектом принимаются соответствующие меры.
В наибольшей защите нуждаются сведения, относимые к государственной тайне. Под таковыми в соответствии со статьей 2 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-I «О государственной тайне» (с изм. на 18.07.2009) являются сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 29 Конституции РФ свобода поиска, получения, пере­дачи, производства и распространения информации любым законным способом, ограничивается в отношении сведений, составляющих государственную тайну, перечень которых определяется федеральным законом.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, то есть совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государ­ственной тайне и засекречиваются в установленном порядке, определен в статье 5 Закона РФ «О государственной тайне» (см. табл. 1).
Таблица 1


п/п

Сведения, составляющие государственную тайну

1

Сведения в военной области

1.1

Сведения о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов

1.2

Сведения о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники

1.3

Сведения о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения

1.4

Сведения о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения

1.5

Сведения о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов

1.6

Сведения о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке

2

Сведения в области экономики, науки и техники

2.1

Сведения о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к Возможным Военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов

2.2

Сведения об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства

2.3

Сведения о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства

2.4

Сведения об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции

2.5

Сведения о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства

2.6

Сведения о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Центральном банке РФ, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством РФ)

3

Сведения в области внешней политики и экономики

3.1

Сведения о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства

3.2

Сведения о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства

4

Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности

4.1

Сведения о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения

4.2

Сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность

4.3

Сведения об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения

4.4

Сведения о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения

4.5

Сведения о методах и средствах защиты секретной информации

4.6

Сведения об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны

4.7

Сведения о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации

4.8

Сведения о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации

4.9

Сведения о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства

Чтобы отграничить сведения, составляющие государственную тайну, от иных сведений, как конфиденциального, так и неконфиденциального характера, применяются соответствующие процедуры — отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание, — представляющие собой введение для указанных сведений ограничений на их распространение и на доступ к их носителям (то есть к материальным объектам, в том числе физическим полям, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, сигналов, технических решений и процессов).
В силу статьи 7 Закона РФ «О государственной тайне» не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию 7 следующих групп сведений:

  1. о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  2. о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  3. о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  4. о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  5. о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  6. о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  7. о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Засекречивание этих групп сведений в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» недопустимо и влечет юридическую ответственность: в силу части второй статьи 7 Закона должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в соответствующие носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Справедливости ради необходимо отметить, что на данный момент ни Уголовным кодексом РФ, ни Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрены специальные составы проступков, заключающихся в засекречивании сведений, которые в силу Закона не подлежат таковому**.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляются в соответствии с принципами, перечисленными в статье 6 Закона РФ «О государственной тайне».

Это принципы:

¦ законности. Он проявляется в том, что отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание производится в соответствии с вышеприведенными положениями названных статей 5 и 7 Закона РФ «О государственной тайне»;

¦ обоснованности. Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан;

¦ своевременности. Для эффективной защиты сведений, составляющих государственную тайну, последние должны быть своевременно — с момента их получения (разработки) или заблаговременно (до их получения, разработки) — отнесены к государственной тайне и засекречены. Засекречивание сведений, составляющих государственную тайну, производится с учетом степени секретности сведений, которая, в свою очередь, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.
Частью второй статьи 8 Закона РФ «О государственной тайне» установлены 3 степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений:

  1. «особой важности»;
  2. «совершенно секретно»;
  3. «секретно».

Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безо­пасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, определен в Правилах отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 № 870 (с изм. на 22.05.2008). Согласно данным Правилам перечень сведений, подлежащих засекречиванию, должен определять степень секретности конкретных сведений (группы сведений), а его структура — учитывать ведомственную или отраслевую специфику.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений. Количественные и качественные показатели ущерба безопасности Российской Федерации определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны, действующей в соответствии с Положением о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утвержденным Указом Президента РФ от 06.10.2004 № 1286 (с изм. на 26.09.2009).


Как разделяются сведения по степеням секретности, представлено на рис. 1.

 

* Далее по тексту — Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне 2010 года, Инструкция 2010 года.
** О фактах привлечения виновных в засекречивании сведений, не подлежащих таковому, автору не известно, что не удивительно с учетом того, что правом на засекречивание наделены сотрудники высокого ранга (высоких должностей).

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».