Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2012 год | Статьи из номера N9 / 2012

Социум и лидерство, новые технологии

И.О. Анисимов

Мы с вами живем в сложном климате, я имею в виду не только города, но и села. Как и мы, так и наши предки зависели от природы, от климата, от погодных условий, урожая, в России это всегда неопределенность. Время на решение неопределенности всегда мало, и решать надо быстро, жестко и порой неправильно. Наши предки знали это, в отличие от Европы с умеренным климатом и стабильным урожаем, от Америки с богатейшими ресурсами, отобранными у коренных жителей, от Китая, Индии, Африки и Австралии с теплым климатом и малыми ресурсами организма человека, предназначенными на выживание в среде, в России все не так.

Лидер, независимо от коллектива, в котором он находится, остается лидером по своей сути. Лидерские качества, работа природных генов, работа над собой, работа общественной морали, работа общества и семьи. Человек, обладающий такими качествами, приобретенными или врожденными, в коллективе или в одиночестве, остается со своими качествами.

Качества лидера, не востребованные в данный момент, все равно остаются в человеке, данные качества – часть восприятия конкретного человека в ответ на конкретные обстоятельства. Лидерство обеспечивается фактором устойчивой позиции человека, убеждениями, чувствами четкого разграничения понятий свой-чужой, правильно-неправильно, справедливо-несправедливо, это часть функций лидера. Попадая в среду несоответствия своих понятий и понятий среды, в которой он находится, лидер все равно приспосабливается. Приспособление его – это выравнивание понятий среды и своих, адаптация несоответствующих понятий среды со своими понятиями, выработка суррогатов, и одновременно идет накопление в памяти фактов несоответствия. Фактор риска заключается в том, что при определенной «критической массе» несоответствий человеческий мозг начнет выдавать варианты решений такого несоответствия путем резкого вмешательства, наиболее радикальные варианты.

Известно выражение «разрубить гордиев узел», то есть быстро и одним решением, изменить что-то. Критическая масса в человеке, обладающим лидерскими качествами действует примерно так же. Варианты решений, которые получает лидер в таком состоянии, исключительно радикальны. В то же время человек, не обладающий лидерскими качествами, или, если употреблять термин Л.Н.Гумилева «пассионарностью», радикальных решений получает в разы меньше.

Лидерство связано с познанием нового, поиском вариантов решений, многозадачностью и одновременно со сосредоточенностью. Отсутствие лидерских качеств, устойчивость мышления, равнодушие и недоверие не связано с восприятием понятий среды, то есть человек живет в обществе, в коллективе, является, может, даже активным членом общества, но не является частью этого общества. Правила, которые диктует ему среда, в которой он находится, не вызывают у «непассионария» отторжения, лишь активизируют функции приспособления. Отличия приспособления лидера и «не лидера» коренным образом отличаются, в первом случае накапливаемые противоречия (суррогаты понятий) вызывают отторжение, во втором случае включаются в ограничения наравне с законом, моралью, ценностями.

Лидер воспринимает отношения в коллективе (или отношения самого к себе) как способ, «нелидер» эти отношения воспринимает как данность, диктуемую моралью. Конечно, в любом обществе нет лидеров и «не лидеров» в идеале, это всегда устойчивый процент одних человеческих качеств в каждой культуре. «Пассионарный взрыв» подразумевает изменения в этих процентах. Лидеры в каждой культуре, обладая своими специфическими чертами, живут в культурной среде, являются гражданами и подчиняются условиям государственного аппарата, соблюдают законы, через государственную машину участвуют в мировом процессе глобализации (получают чужие товары, информацию, ездят по миру, пользуются чужими обычаями). Естественно, в каждой культурной среде явные культурные несовпадения существуют, но на лидеров они оказывают прямое воздействие. Лидерские качества в определении понятий «свой-чужой», необходимые для факта лидерства, вызывают отторжение и накопление несовпадений. Накопление «критической массы» идет по всем сферам жизни, в отношении глобализации, в отношении государства, в отношении законов, в отношении бытовых правил общежития. «Нелидеры» более устойчивы, но, как мы уже сказали, в «чистом» виде не существует людей лидеров и «не лидеров», и накопление несоответствий идет по всему обществу, у лидеров более интенсивно. Решения, которые генерируются в обществе тоже весьма различны, у лидеров более радикальны, у «нелидеров» более локальны.

Лидеры являются передовой частью общества, и состояние этой не большой по численности группы в культурной среде необходимо. Лидеры определяют состояние общества в силу своих качеств; новаторство, наука, общественная жизнь зависят от количества лидеров. Генерирование идей и следование своим, непроторенным путем к цели, которой не видно, – это качество лидеров. Сознательная политика исключения лидеров является одной из функций государственного репрессивного аппарата, но такая политика ведет к смене приоритетов более радикальными методами (революции, перевороты, «культурные» революции, войны). Включение лидеров в систему культурной жизни ойкумены, придание статусов лидерам, возможность реализации в менее агрессивной среде – это путь долговременной реформации (путь Европы).

Многочисленные согласования и гибкость к восприятию, нахождение решений взаимодействия культурных сфер – долговременный процесс. Возможность сгладить лидерский радикализм общественными институтами – путь Европы, или ждать накопления «критической массы» и следовать тенденции «невмешательства» в общественные процессы – это путь «арабских революций».

Множество поговорок связано с понятием мудрости того или иного человека. Мудрец делает или не делает что то, с чем связывается именно его (мудреца) восприятие. Мудрые выражения, мудрые истории отличаются от умных выражений, по сути, они выпадают из общего течения жизни и позволяют взглянуть на мир с другой точки зрения. Я не буду приводить выражения и истории, у каждого человека есть свои, которые близки именно ему.

Самоустранение от одних проблем и собрание общей сущности в одном слове или выражении, в основном – это признаки мудрости. Разум, быстрота восприятия, готовность всегда к ответу и, что более важно, к вопросу, основные черты мудрецов.

Мы на житейском уровне, не задумываясь, отличаем мудрые выражения.

Нам понятна кажущаяся простота выражения и скрытый смысл этого выражения. В чем же эффект?

Ответ нам может дать формальная логика, построение логического выражения невозможно без определения логических постулатов. Постулаты логики связаны между собой логическими законами, которые и являются целью и одновременно средством для построения логической цепи заключений, которая, в свою очередь, будет решением задачи. Формальная логика исходит из понятий и законов, которые сформулированы и бездоказательны, то есть являются жесткими условиями. Такого в природе человека быть не может, это является ограничением человеческого восприятия. Мудрость, именно мудрость, а не ум, разум, логика, факты, разрушает жесткую формализацию установки, не нарушая целостность картины, то есть вводится новый фактор, который дает право мудрецу поставить под сомнение логический постулат, не разрушая логической цепочки.

Формальная логика в ИТ области – мощный инструмент построения информационных систем. Информационные системы являются как бы формальной копией реальной жизни, логически стройные, с рассчитанными вариантами, жестко прописанной логической структурой. Ни у кого не вызывает сомнений искусственность таких систем, в обычной жизни говорим о безжизненности компьютерных систем.

Архитекторы и аналитики в информационных системах исходят из таких же формализованных законов логики, что и философы, но получают логически законченные программы и комплексы с одним ограничением, техническим: компьютер, сеть, сервер, «железо». Формальные законы ИТ, постулаты, которыми пользуются специалисты, действительно определены, пока область не приобрела глобализованный характер. Наличие «0» и «1», вполне определенных цифр, в работе процессоров пока незыблемо (системы счисления находятся в процессе развития).

Законы ИТ области формализуются в библиотеках, протоколах, средах, платформах и так далее. И это уже целый мир со своими законами и ограничениями, постулатами и установками, обычаями и правилами. В наших предыдущих статьях часто звучали фразы – информационное сообщество, информационный мир, теперь мы мудро подводим промежуточный итог – в информационном мире есть своя мудрость.

В информационном мире есть уже мудрые выражения, и уже можно ссылаться на практику информационного мира, наравне с мирами техников, миром литераторов, миром крестьян и рабочих, миром автомобилистов и моряков, миром летчиков и мирами тысяч специальностей, связанных своей терминологией и своими законами.

Природная среда требует зимней одежды, усиленного питания, физического здоровья и множества знаний и умений, чтобы все это обеспечить. Это факт. Высокая детская смертность, высокий травматизм, жесткая борьба за выживание в ограниченной ресурсами среде – это стиль жизни наших предков, их условия, их быт. Мало просто выжить в условиях сурового климата, это и сейчас делают северные народы России и Канады, Дании и Норвегии, Чили и Аргентины, надо еще и бороться за право жить с соседями в мире, иметь возможность торговли и обмена. Дикое Поле, как называют историки широкую степную зону Евразии, не источник опасности, а ойкумена многих народов, котел, в котором вырабатываются условия и принципы сосуществования.

Наши предки выработали самый эффективный менталитет, когда заняли всю эту территорию с многими народами, став самым большим этносом Евразии. На тот момент подъема принадлежность к русской культуре, не этнически, а культурно, означало принадлежность к лучшей и самой эффективной культуре. Менталитет, может быть и небольшой группы московитов, которые сумели впитать в себя русскую культуру и культуры других народов среднерусской равнины, оказался самым новаторским и устойчивым среди других менталитетов, других этносов всего огромного котла Евразии. Как до этого менталитет небольшой группы монгольских племен, объединенных Ясой Чингизхана, стал политически и экономически важным для всей ойкумены.

Конечно, с увеличением городского населения, с примерно стандартными наборами условий сосуществования сглаживается эффект, и борьба менталитета разных племен выходит из рукопашной схватки в схватку стратегически упорядоченную. Городские, значит промышленные, условия отличаются от племенной ментальности, на первый план выходит соблюдение норм и правил, а не ритуалов и подвигов. Но культурная ментальность остается: объясним, что мы имеем в виду под культурной ментальностью – это принадлежность к определенному этносу и цивилизации одновременно, осознание себя шотландцем и великобританцем одновременно, или, например, помнить, что твои предки из Германии, но всегда считать себя бразильцем.

Культурная ментальность стала распространяться и дальше как утверждали идеологи технократической цивилизации, объединение людей будет не по цвету кожи и антропологическим признакам, а по сущности воззрений на мораль и этику.

Города – необходимое условие цивилизации, это центр, физический и духовный, на небольшой территории города, где сталкиваются и отрабатываются навыки общежития, которые потом распространятся на всю территорию цивилизации, и если навыки окажутся успешными, люди, которые несут эти навыки, порядочными и действия будут справедливыми, то принципы общежития распространятся на большую территорию. как было с Москвой, Римом, Стамбулом, Лондоном, Нью-Йорком, Вавилоном и многими другими городами.

Когда ценности и этические нормы нивелируются, Порядочность и Справедливость, становится непосильной ношей для людей цивилизации, ойкумена выберет новый менталитет, который устроит остальных людей ойкумены. Опять разделяются языки и меняются ценности, стили поведения и все остальное. В русском языке язык и народ было синонимом, это справедливо, во время культурной ментальности даже более чем справедливо.

Сфера человеческих знаний увеличивается не такими большими скачками, как в начале двадцатого века, идет интенсивное накопление и обработка материалов в уже имеющихся сферах, а не экстенсивный рост новых знаний. Это спорное утверждение: например, интенсивное исследование генетики и генных технологий, развитие биотехнологий нельзя не назвать прорывом в человеческих знаниях. Но, на мой взгляд, как автора, это скорее исключение, чем правило. С уходом из жизни Александра Зиновьева, с развалом Советского Союза и крахом коммунистической идеологии на государственном уровне практически прекратились социальные эксперименты, прекратились исследования социальной составляющей общества. Исследования социальных явлений в сети Интернет, важной системы коммуникаций современного общества, не проводятся в открытом режиме. Физика и исследования космоса стали коммерческими проектами, сузились до величины финансовых прогнозов. Основная проблематика – это превращение науки в закрытую иерархию, связанную жесткими правилами и формальностями.

Случайности оцениваются сейчас не как неопознанные факторы, а как отклонения от вероятности, это не правильно и не верно, тупиковое направление. Явления в природе, явления в обществе, явления в космосе взаимосвязаны множеством условий и факторов, они не могут происходить сами по себе, всегда есть причина, следствие, связь. Найти новые взаимосвязи и собрать статистику явлений и факторов, которые взаимодействуют друг с другом, – задача номер один в любой науке и в любом исследовании.

Формализация процесса творчества невозможна в принципе, а формализация науки становится реальностью. Формализм и иерархия делают устойчивыми структуры и организации, устанавливают привязку к денежной оценке, подводят законодательную базу, дают основу для интенсивного изучения, но не экстенсивного. Формализм выражается в «научном» подходе, то есть подходе, который формализован, под который подведены какиелибо формальные основания. Для принципиально новых разработок и исследований такой подход неприменим. Для принципиального нового направления науки основными факторами становятся вера, доверие, внимание, увлеченность, интерес, любопытство – совсем не «научные» факторы.

Такие факторы плохо поддаются учету и прогнозу, совсем не поддаются инвестиционной оценке в том виде, в котором она сейчас существует. Факторы изучения и творчества связаны напрямую с системой этногенеза, пассионарность (будем использовать термин Л.Н. Гумилева) дает творческую энергию, не в том плане, что увеличивается количество творческих людей. Увеличивается количество людей, для которых доверие, внимание, увлеченность, интерес, любопытство становятся значимыми факторами, пассионарными величинами, творчество реализуется в такой среде полноценно.

Установление взаимосвязей с социальными, политическими факторами уже реальность, события в арабских странах показали, насколько тесно связаны социальное напряжение и политическая стабильность. Экономические предпосылки в обществе с развитой коммуникацией (Интернет, телефонная связь, телевизионные трансляции) уходят на второй план. То есть в данное время мы наблюдаем процесс становления нового общесистемного фактора – информационного. Информационный фактор, только заявляет свои права на влияние в мире. Он тесно связан с демографической ситуацией, социальными факторами, менталитетом и, как следствие, с глобализацией.

Любые события неслучайны, анализ формализованный и строго «научный» не дает результата. Такой анализ не учитывает динамику и тенденции.

Кибернетика и развитие факторного анализа в области программного обеспечения дает больше инструментариев для проведения анализа, чем традиционные и излишне формализованные социологические, политические, экономические инструменты.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».