Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N1 / 2013

Определение эффективного предприятия в концепции социально-экономического и инновационного развития Т

Т.И. Овчинникова,
профессор кафедры экономики, финансов и учета
Воронежского государственного университета
инженерных технологий, д.э.н.

И.Н. Булгакова,
доцент кафедры экономики, финансов и учета
Воронежского государственного университета
инженерных технологий, к.э.н.

Проблему социально-экономических методов в управлении инновационной деятельностью нельзя отнести к новейшим, однако ее решение в свете развития и совершенствования этих способов нуждается в дальнейшем рассмотрении. Под развитием методов управления в целях совершенствования инновационных систем подразумеваем новаторские подходы к деятельности персонала, которые совместно и индивидуально способствуют социально-экономической эффективности предприятия в результате активизации трудовой деятельности работников и соответствующей ей мотивации.

Социально-экономической инновационной деятельностью называют такую, которая позволяет, с одной стороны, развиваться работникам предприятия, получать достойную заработную плату, а с другой – развиваться предприятию и занимать конкурентные позиции на рынке в результате коммерциализации нововведений.

Содержание понятия «социально-экономическая система» претерпевало изменения. Так, Ю. Ольсевич подчеркивает, что основным принципом деятельности социально-экономической системы общества является ее соответствие этнопсихологическим традициям конкретного социума: человек не может быть органично включен в систему, противоречащую его природе и его морали (они отвергают друг друга)(1). При этом Ю. Ольсевич полагает, что изменение каких-то элементов социально-экономической системы влечет за собой деформирование всех ее частей.


(1) Ольсевич Ю. Я. К проблеме общественных деформаций // Экономические науки. – 1992 – № 1 – С. 68; Ольсевич Ю. Я. О национальном экономическом мышлении // Вопросы экономики. – 1996. – № 9.


Х. 3айдель и Р. Теммен в работе «Основы учения об экономике», исследуя социально-экономическую систему, считают, что это – «…совокупность культурных, социальных, политических и экономических отношений» в обществе; на уровне предприятий важнейшей частью этой системы, по мнению вышеназванных авторов, является использование «людских ресурсов и машин, а также распределе ние благ таким образом, чтобы, по возможности, уменьшить недостаточность в обеспечении этими благами»(1), т.е. косвенным образом они подчеркивают то положение, что усиление социально-экономической безопасности зависит от инновационного подхода к использованию ресурсов.

С точки зрения современного подхода в социально-экономической системе предприятия, считаем, необходимо выделить, помимо экономической и социальной, инновационную подсистему, поскольку развитие предприятия обеспечивается взаимосвязью элементов высшей степени сложности, заключающихся именно в инновациях. Характеристики взаимосвязи ее элементов являются интегративными, каждый из ее элементов является частью целого и существует в более сложной системе – на рынке. Поэтому выделенные подсистемы социально-экономического развития предприятия связаны с инновационной деятельностью, пронизывающей все ее элементы, а общеэкономические показатели, количественно и качественно определяющие его деятельность, взаимодействуют с инновационными. Так, объемы выпуска продукции (общеэкономический показатель) связаны с расходами на развитие технологий (инновационный показатель); показатели, характеризующие условия труда, расходы на персонал, в том числе на его обучение, кадровые показатели, прямо или косвенно отражают разработку и внедрение инноваций (табл. 1).

(1) 3айдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике: пер. с нем. – М. : Дело, 1994. – 400 с.


Концепция социально-экономического развития, учитывающая уровень развития инновационных систем, охватывает многообразные саморегулируемые или зависящие от внутренних и внешних факторов процессы. Эти процессы связаны с производством и потреблением товаров и услуг в мире, а также с ограниченными ресурсами, что определяет разные способы достижения целей и потребность в оптимизации («экономизации») поведения персонала, базирующиеся на функции внедрения инноваций в управленческие, производственные и коммерческие операции. В более узком значении концепция развития социально-экономических методов управления связана с развитием инновационных систем при том условии, что менеджмент предприятия сосредоточивает внимание на понятиях «технологии» и «труд», которые органично связаны со стремлением к полезности.

С некоторой долей условности можно выделить две методологии в анализе существующих концепций социально-экономического развития и адаптации инновационных систем.

Согласно первой методологии, главный акцент делается на развитии индивида, второй – на развитии коллектива.

Со времен Дж. Локка и А. Смита господствует идея, по которой личность является центром общества и имеет определенные неотчуждаемые права, среди которых главное – право на свою собственность (Дж. Локк). Каждая личность способствует всеобщему благу, если ей позволено заботиться о собственных интересах. Всеобщее благосостояние создается не благими намерениями, а строгой логикой «свободного рынка», движущей силой которого является конкуренция. По Л. Туроу(1), индивидуализм в США базируется на ответственности каждого за свой собственный успех. Деятельность каждого работника и предприятия – это конкурентная борьба, результатом которой являются инновации. Однако при этом работники не обязаны быть верными компании: они имеют право покинуть ее ради работы с более высокой оплатой за свою активную деятельность. В свою очередь, компании (работодатели) не обязаны заботиться о своих работниках с наступлением разного рода опасностей. В ситуациях риска собственники и работники предприятия не связаны общими целями.


(1) Тhurоw L. Неаd tо Неаd: Тhе Соming Есоnоmiс Ваttle Аmong Jaраn, Еurоре аnd Аmеriса. – N-Y. – 1992


С большой долей вероятности при таком подходе можно говорить о том, что новационная активность персонала и экономическое положение предприятия на рынке – это не сочетаемые, а противоречивые факторы, если они не объединяются целью – быть конкурентными на рынке.

В основу действия «коллективной» (коммунитарной) системы положена идея «чувства удовлетворения» от участия в совместном производственном процессе в противовес индивидуальному. Коммунитарная идеология предполагает значительный рост роли собственника и персонала в деятельности предприятия: собственник принимает на себя ответственность за конкурентоспособность выпускаемой продукции, обеспечиваемую программой социальной защиты работников и их участием в совместных инновационных проектах. При таких взаимоотношениях работники реже меняют место работы и чаще остаются верными работодателям, которые, в свою очередь, больше заботятся о коллективном труде. При этом происходит профессиональное переобучение и повышение квалификации персонала в целях развития технологии, бизнес-процессов и методов управления как форм инновационной деятельности, когда компании разрабатывают долгосрочную стратегию и пытаются тесно сотрудничать с рыночными агентами (стейкхолдерами), в том числе и с государством.

Использование отечественных концепций развития с учетом трансформации инновационных систем, позволяет опираться как на индивидуальную, так и коллегиальную деятельность персонала, т.е. на так называемую «социально ориентированную рыночную экономику».

Известны разные типы социально ориентированной экономики: Так, Валентей С. и Нестеров Л. предлагают «определенную систему интересов и сформирован ные на ее базе ценностные ориентиры»(1). Человечество уже сформировало два главных типа цивилизации — общинный (традиционный) и гражданский (западный). Главное отличие гражданского типа цивилизации от общинного заключается в безусловном превалировании интереса к стоимостной форме общественного богатства, в отчужденности человека от природы.

Большинство отечественных авторов социально-экономическую и инновационную деятельность трудящихся представляют как активность многообразных профессий, собственников,  олицетворяющих разнообразные формы «бизнеса» в разных отраслях и сферах человеческой деятельности, и государства (с его органами и институциями), т.е. как сочетание индивидуальных и коллективных факторов развития. Важнейшим инновационным признаком такого взаимодействия является их организованность и сотрудничество.

Движущие силы современного предприятия образуют при всей своей сложности и противоречивости отношения социально-экономического партнерства.

Конкретные формы сотрудничества и организованности, определяемые социально-экономическими показателями, сочетающимися с инновационными индикаторами, проявляются в управленческих решениях на конкретных предприятиях.

Проведем сравнительный социально-экономический анализ с учетом развития инноваций разных предприятий и выделим наиболее эффективное с позиций инновационных составляющих.


(1) Валентей С., Нестеров Л. Развитие общества в теории социальных альтернатив. – М. : Наука. – 2003.


Продолжение статьи читайте в №1/2013

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».