Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N4 / 2013

Инструменты развития способности быть лидером

Н.Е. Папонова,
Консультант по управлению
человеческими ресурсами,
менеджер по персоналу
ЗАО «ГК «Астория»

Лидерство занимает важное место на пути к собственному успеху и в системе менеджмента. Менеджмент – это умение достигать целей посредством других людей/сотрудников, а лидерство – это умение сделать так, чтобы другие люди/сотрудники захотели достигнуть поставленной им цели. Следовательно, путь к профессиональному и/или карьерному успеху зависит от способности быть лидером и тесно связано с управлением мотивацией, влиянием на других людей/сотрудников, уверенным поведением.

Основным ориентиром влияния на окружающих становится получение максимально возможного эффективного результата с помощью реализации совместного потенциала людей/сотрудников. Для возможности эффективно влиять на окружающих лидерам необходимо обладать рядом отличительных черт в собственном мышлении и своем поведении:
- построение связей между собственными целями (целями высшего руководства) и возможностями окружающих. Данная особенность мышления в поведении проявляется в виде постоянного поиска новой информации (управление информацией, способность к обучению, самомотивация, использование временного ресурса, развитие креативности) обо всех составляющих с проверкой на достоверность, прогнозирование, нахождение наиболее оптимальных инструментов, методов и решений, для достижения необходимых результатов;
- умение влиять на окружающих, причем как на вышестоящее руководство, так и на коллег, друзей, знакомых. Влияние лидера направлено на мотивацию участия окружающих в достижении целей.

Особенно важна способность лидера к убеждению – способность управлять информацией, мотивацией и поддерживать интерес людей/сотрудников на протяжении всего процесса;
- развитие креативности, творческого подхода, склонности к поиску новых, более эффективных инструментов/путей для достижения целей. Наличие данной черты позволяет отказаться от типовых решений, увеличивая стремление в каждой конкретной ситуации найти наиболее эффективный, оптимальный на данный момент, иногда альтернативный, подход;
- стремление к постоянному поиску более эффективных инструментов, методик и мотивации на достижение различных людей/сотрудников сказывается на гибкости по использованию стиля управления. Данная черта позволяет лидеру, не беспокоясь, делегировать человеку/сотруднику, обладающему знаниями и необходимыми компетенциями, который сможет заменить его на конкретном этапе деятельности;
- решительность в достижении результатов за счет мобилизации всех доступных человеческих ресурсов и создания оптимальных условий для реализации совместного потенциала окружающих;
- забота об окружающих, которая проявляется в знании ценностей людей/сотрудников и стремлении помочь каждому максимально реализовать собственный потенциал;
- чувство юмора, которое помогает преодолевать возникающие трудности, от которых у других «опускаются руки». Это качество в ситуации неразберихи и разочарований позволяет вернуть веру в успех проводимых мероприятий.

Лидер подает пример, которому следуют остальные, и ему в первую очередь необходима компетенция «уважение через профессионализм».

Уважения по принуждению не бывает – его можно только заслужить, в данном случае профессионализмом, деловыми качествами, успешным результатом при решении предыдущих задач. Основная задача лидера – привести людей/ сотрудников к победе – достижению поставленной цели, необходимому результату.

Воспринимать лидерство следует как дар окружающих, который предоставляется только через способность общаться. Попробуем ответить на вопрос: Как формируется лидер? или: Кто может стать лидером? Ценности, поведенческие нормы и ориентации, мотивы деятельности  человека/сотрудника совпадают с ценностями, поведенческими нормами и ориентациями,  мотивами деятельности большинства окружающих; который понимает и принимает цели, стоящие перед группой, и знает возможные пути их достижения.

Человек/сотрудник, у которого присутствует желание стать лидером, попробовать проявить свои потенциальные возможности руководить окружающими в определенной ситуации, иметь социально-психологический настрой к выполнению подобной роли.

Человек/сотрудник, имеющий качественно другой уровень влияния (например: уважение через профессионализм), чем остальные.

Человек/сотрудник, имеющий психологическое преимущество над окружающими, которых он может увлечь идеей, результатами достижения цели и повести за собой.

Лидеры по-разному влияют на окружающих людей/сотрудников, в зависимости от их индивидуальных особенностей. Рассмотрим основные виды влияния: Побуждение к подражанию – это способность вызывать желание быть подобным себе (копирование манеры говорить, одеваться, действовать и так далее достаточно часто неосознанное). Как правило, оно основано на примере успешности.

Эмоциональное заражение – это передача собственного состояния или отношения к чему-нибудь другим людям/сотрудникам. Эмоции могут передаваться как произвольно, так и непроизвольно. Лидеру следует помнить, что не только позитивные состояния заразительны, это относится и к состояниям со знаком минус.

Аргументация в пользу определенного решения или позиции при помощи высказываний и обсуждений с собеседником с целью формирования или изменения его решения или позиции.

Демонстрация перспектив – это увлечение людей/сотрудников будущими перспективами.

Самопродвижение – это представление своих целей и предъявление свидетельства своего  профессионализма и компетенций для того, чтобы быть оцененным по достоинству.

Формирование благосклонности – это привлечение к себе непроизвольного внимания путем интересных, привлекательных высказываний, неординарности в мышлении, поведении.

Просьба – обращение с призывом удовлетворить желание инициатора воздействия.  Рассмотрим качества, присущие лидерам, разделив их на три основные группы.

Продолжение статьи читайте на страницах журнала «Кадры предприятия» № 4/2013

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».