Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N4 / 2013

Эмоциональный интеллект – анализ рынка обучения

Т.С. Киселева,
исполнительный
директор МЦ КТК

У наших коллег, специалистов в области рекламы, есть старый анекдот. Владелец компании говорит: каждый год я трачу на рекламу два миллиона. Точно знаю, что один из них я трачу напрасно. Вопрос в том, что я не знаю – какой именно миллион трачу впустую… Мы часто вспоминаем эту ситуацию, когда обсуждаем эффективность программ обучения.

В самом деле – как выбрать из многих предложений и оценить, будет ли обучение эффективным, заранее?

Особенно если программа новая, направление – модное и предложений более чем достаточно? Когда три года назад наша компания стала заниматься программами развития Эмоционального интеллекта (ЭИ), нам было важно ответить на эти вопросы – для самих себя и для наших клиентов.

Для начала аналитический отдел провел анализ рынка программ по развитию Эмоционального интеллекта (ЭИ) в России и СНГ. Первичные данные были собраны из материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернета; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний; а также из интервью участников рынка, телефонного опроса поставщиков и потребителей услуг бизнес-образования. Выборочная совокупность потребителей тренинговых услуг составила 327 компаний. Методика исследования (случайная выборка из 16 000 компаний) позволила обобщить полученные результаты на все компании постсоветского пространства, предоставляющие тренинги в области эмоционального интеллекта.

Мы исследовали несколько параметров. Первый параметр – заказчики программ обучения. Итак, кто заказывает программы по развитию эмоционального интеллекта?

В проведенном исследовании были опрошены компании различных сфер деятельности: консалтинг, финансы, производство, реклама, фармацевтика, рекрутинг, банковское дело, строительство и т.д.

Компании, принявшие участие в исследовании, можно условно разделить на три группы: компании малого бизнеса (с численностью персонала, не превышающей 100 сотрудников); компании среднего бизнеса (работают от 100 до 1000 сотрудников), компании крупного бизнеса (более 1000 сотрудников).

В исследовании доля крупного бизнеса составила 26%, среднего – 42%, и 32% изученных компаний относились к малому бизнесу.

По результатам исследования 66% организаций пользуются услугами тренинговых компаний. Причем интенсивность сотрудничества с тренинговыми компаниями зависит в некоторой степени от размера бизнеса. 43% компаний малого бизнеса используют услуги тренинговых компаний. Доля компаний среднего и крупного бизнеса, сотрудничающих с тренинговыми организациями, равна 65% и 72% соответственно.

Несмотря на то что относительно большой процент компаний пользуется тренингами, в результате нашего опроса HR-директоров выяснилось, что лишь 15% опрошенных понимают, что такое Эмоциональный интеллект (из них 5% – активно интересуются этой темой). Оставшиеся же 85% сказали, что впервые слышат это словосочетание (рис. 1).

 

 

Второй параметр – чему же и как учат?

Согласно данным российского портала «treko.ru», украинского «trn.work.ua», белорусского «b2b.by» и подобных других порталов России и стран СНГ, на территории постсоветского пространства насчитывается порядка 6550 компаний, предоставляющих краткосрочное бизнес-образование. Из них 5056 располагаются на территории РФ, что составляет примерно 77% от общего числа. Второе место занимает Украина – 710 (10,8%), третье место принадлежит Белоруссии – 275 (3,2%). Остальные страны, входящее в состав СНГ (Казахстан, Молдова, Киргизия, Таджикистан, Азербайджан, Узбекистан, Армения), в совокупности насчитывают 509 компаний, что составляет 7,8% от общего количества (рис. 2).

При этом на рынке краткосрочного бизнес-образования представлено огромное количество тренинговых программ из различных областей: финансы, маркетинг, юриспруденция, налоги, управление персоналом, психология, коучинг, лидерство, личностный рост и др. Развитие эмоционального интеллекта – достаточно молодое направление, которое делает только первые шаги на рынок бизнес-образования.

Программы по развитию Эмоционального интеллекта наряду с другими программами  предоставляют лишь 55 компаний, что составляет 0,8% от общего числа тренинговых компаний на территории России и СНГ. Еще 33% компаний предлагают программы, так или иначе соприкасающиеся с развитием ЭИ, – лидерские программы (18,3%) и коучинг (14,5) (рис. 3).

Тема эмоционального интеллекта на сегодняшний день относительно новая, но, несмотря на высокую конкуренцию тренинговых программ, ЭИ уже закрепился на данном рынке (доля рынка на июнь 2010 г. составляет 3,7%). В ходе анализа клиентской аудитории было выяснено, что большая часть компаний предлагают услуги в данной области без направленности на какую-либо определенную группу клиентов, например: «Развитие эмоциональной компетентности», «Управление эмоциями: как перестать беспокоиться и начать жить спокойно», «Эмоциональная компетентность как ресурс эффективной коммуникации» и т.д. На втором месте находятся тренинги, посвященные развитию эмоционального интеллекта руководителей, например: «Эмоциональная компетентность руководителя», «Эмоциональная компетентность: искусство управлять». Чуть меньше тренингов компании посвящают эмоциональной компетентности в бизнесе, и совсем маленькая доля приходится на специалистов по работе с клиентами и специалистов по продажам: «Эмоциональная компетентность в продажах», «Эмоциональные продажи», «Эмоциональная компетентность как основа ориентации на клиента». Также существуют некоторые специфические тренинги, ориентированные на женщин-руководителей, и программы для развития.

Эмоционального интеллекта в период кризиса.

Если рассматривать предлагаемые программы развития эмоционального интеллекта для разных групп, то выводы следующие: в России наиболее полно представлены тренинги для различных групп (исходя из профессиональной принадлежности); на Украине большая часть тренингов проводится без определенной направленности, оставшаяся же часть – для руководителей и бизнесменов.

Третий параметр: цена вопроса?

Средняя стоимость участия в тренинге одного человека при группе в 15 человек для корпоративных тренингов составит 3328 рублей за тренинговый день или 416 рублей за час. Если же рассматривать открытые тренинги, то стоимость одного дня занятий для одного участника варьируется по городам в пределах от 1500 до 9300 руб. Средняя стоимость одного дня занятий для одного участника составляет 5700 рублей, что выше, чем в случае корпоративных тренингов. Средняя стоимость в России – 5794 рубля, на Украине – 4608 рублей.

Стоит отметить, что предложение открытых тренингов в области развития эмоционального интеллекта примерно в 3 раза выше, чем корпоративных. Соответственно, средняя стоимость одного часа занятий составляет 713 рублей, в России – 724 рубля, на Украине – 576 рублей.

Для сравнения следует отметить, что в США, например, стоимость трехдневного тренинга составляет 2500$, т.е. около 25 000 рублей в день за каждого участника, что в 5 раз больше средней стоимости по России.

Любопытная деталь: пока на рынке СНГ величина предложения превышает величину спроса. Однако эта ситуация стремительно меняется: по данным портала Yandex, количество запросов «эмоциональный интеллект» по России и странам СНГ с июля 2008 года по январь 2013 увеличилось в 5 раз (с 1500 до 7800 в месяц). При этом количество компаний, предоставляющих тренинги в области эмоционального интеллекта, увеличивается за год примерно в полтора раза. Таким образом, при сохранении текущих параметров состояние равновесия между величиной спроса и предложения будет достигнуто в середине 2013 года, после чего спрос превысит предложение, что может спровоцировать увеличение цен на данный продукт.

Продолжение статьи читайте в журнале «Кадры предприятия» № 4/2013

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».