Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N4 / 2013

О возможности невыплаты пособия по беременности и родам уволенной беременной работнице

Подписчик «КП»
В.А. Доронина,
г. Москва

Работница А. работает по срочному трудовому договору (на время декретного). Работница Б., на месте которой работает работница А., решила выйти 15 января на работу. Работнице А.  официально уходить 1 февраля в декрет. 13 января ее оформили на сохранение в больницу.

Имеет ли в данной ситуации работодатель право уволить работницу А. без выплаты пособия по беременности и родам?

Консультант «КП»
Д.Ф. Рысина

Назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляется работодателем с соблюдением условий, размеров и порядка назначения, исчисления и выплаты указанных пособий, установленных законодательством.

Так, согласно частям 2 и 3 статьи 2 и части 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», которыми определяются, соответственно, круг лиц, имеющих право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также порядок их назначения и выплаты, назначение и выплата пособий по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованной женщины – применительно к условиям, изложенным в вопросе, – женщины, работающей по трудовому договору, то есть заключившей в установленном порядке трудовой договор, либо фактически допущенной к работе в соответствии с трудовым законодательством.

В силу абзаца второго статьи 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщины из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, а также женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными.

Как следует из вопроса, срочный трудовой договор с работницей А. был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника Б., по всей вероятности, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и решившего реализовать предоставленное ему частями первой и второй статьи 256 Трудового кодекса РФ право использования этого отпуска по частям по своему усмотрению, и прекращается в силу статьи 79 (части первая и третья) Трудового кодекса РФ с истечением срока его действия, а именно – с выходом этого отсутствующего работника на работу (пункт 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ).

Таким образом, судя по всему, работница А. не может быть отнесена ни к одной из названных выше категорий женщин, у которых сохраняется право на пособие по беременности и родам и после увольнения с работы (службы).

В силу части первой статьи 255 Трудового кодекса РФ, части 1 статьи 10 Федерального закона «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» и части 1 статьи 7 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине за период отпуска по беременности и родам установленной продолжительности, который предоставляется женщине по ее заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности, причем суммарно за весь период указанного отпуска. При этом в соответствии с частью второй статьи 255 Трудового кодекса РФ и части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

В каждом конкретном случае продолжительность отпуска по беременности и родам, а также календарные даты его начала и окончания, которыми по существу ограничивается период, за который выплачивается пособие по беременности и родам, определяются исчерпывающим образом на основании листка нетрудоспособности по беременности и родам, выдаваемого женщине в установленном порядке, исходя из предполагаемой даты родов. При этом по общему правилу листком нетрудоспособности соответствующим образом уточняются даты начала дородовой, а также окончания послеродовой частей отпуска по беременности и родам, длительность которых в общем виде устанавливается законодательством.

Таким образом, хотя частью первой статьи 255 Трудового кодекса РФ и предусмотрено предоставление отпуска по беременности и родам женщинам по их заявлению, даты его начала и окончания, а следовательно, и границы периода выплаты пособия по беременности и родам в каждом конкретном случае определяются на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности и не могут быть изменены по желанию женщины, даже если у работодателя не вызывало бы возражения их смещение в ту или иную сторону.

Приведенные положения в их совокупности, как представляется, наглядно показывают, что пособие по беременности и родам назначается и выплачивается работодателем женщине, работающей у него по трудовому договору, по крайней мере, на календарную дату начала периода отпуска по беременности и родам (за исключением указанных выше категорий уволенных женщин, за которыми в течение установленного срока после увольнения с работы (службы) признается право на данное пособие). Иными словами, по общему правилу для назначения и выплаты пособия по беременности и родам работодателем первый день периода  соответствующего отпуска должен совпадать как минимум с последним днем, когда трудовой договор еще не считается прекращенным, – тем днем, которым определено окончание трудовых отношений. Напомним попутно, что, как установлено частью третьей статьи 84.1 Трудового кодекса РФ, днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).

Применительно к изложенной ситуации это означает, что для назначения и выплаты пособия по беременности и родам работнице А. трудовой договор с ней должен быть прекращен не ранее 1 февраля текущего года – календарной даты, определяющей для работницы начало периода отпуска по беременности и родам, за который и выплачивается названное пособие. Однако, как указано выше, в соответствии с частью третьей статьи 79 Трудового кодекса РФ срочный трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается по пункту 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ с выходом этого работника на работу, который намечен на 15 января текущего года, то есть ранее начала периода отпуска по беременности и родам.

Вместе с тем статьей 261 Трудового кодекса РФ расторжение трудового договора по пункту 2 статьи 77 данного Кодека непосредственно в период беременности женщины определенным образом ограничивается. В частности, согласно части третьей названной статьи 261

Кодекса увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника (в отличие от любого другого случая заключения срочного трудового договора из числа предусмотренных Кодексом или иными федеральными законами, истечение которого в период беременности женщины в соответствии с частью второй той же статьи 261 Кодекса обязывает работодателя в установленном порядке продлить срок действия трудового договора до окончания беременности), допускается, если невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности (предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором).

Представляется, что в случае решения вопроса о переводе беременной женщины на другую работу в указанном порядке, предусмотренном частью третьей статьи 261 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан предлагать ей все те вакансии, работу по которым она может выполнять с учетом своего состояния здоровья. При этом в указанной ситуации беременной женщине, срок действия трудового договора с которой продлевается до окончания беременности, должны быть обеспечены все иные гарантии, установленные законодательством для беременных женщин в трудовых отношениях (разумеется, с учетом действия трудового договора лишь до окончания беременности).

Возложение на работодателя обязанности предлагать беременной женщине все отвечающие изложенным требованиям имеющиеся у него вакансии связывается законодателем с возможностями самой женщины выполнять работу по ним с учетом ее квалификации и состояния здоровья и не зависит от того обстоятельства, насколько долго эта женщина сможет реально проработать по предлагаемой ей должности (работе).

Таким образом, ответ на поставленный вопрос о назначении и выплате работнице А. пособия по беременности и родам, по существу, зависит от возможности ее перевода (с ее письменного согласия) на другую имеющуюся у работодателя работу, отвечающую предусмотренным частью третьей статьи 261 Трудового кодекса РФ требованиям.

При наличии такой возможности работодатель обязан в соответствии с изложенными выше положениями продлить срок действия трудового договора, заключенного с работницей А. на время исполнения обязанностей отсутствующего работника Б., до окончания беременности работницы А. В этом случае работнице А. в соответствующем порядке (по ее заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности) должен быть предоставлен отпуск по беременности и родам определенной законодательством  продолжительности с выплатой пособия по государственному социальному страхованию.

Отметим также, что, как следует из части второй статьи 261 Трудового кодекса РФ, женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, в том числе в случае перевода на другую работу в порядке части третьей этой же статьи Кодекса, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем 1 раз в 3 месяца, представлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

В ином случае – при отсутствии возможности перевода на другую работу в порядке части третьей статьи 261 Трудового кодекса РФ – трудовой договор с работницей А. прекращается по пункту 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ с выходом замещаемого ею работника на работу, назначенного, как указано в письме, на 15 января текущего года, то есть ранее начала периода отпуска по беременности и родам работницы А. и, соответственно, ранее начала того периода, за который и выплачивается пособие по беременности и родам. Поэтому при таких обстоятельствах названное пособие работнице А. данным работодателем не может быть назначено и выплачено.

Так как несколько ранее выхода на работу замещаемого работницей А. работника Б. – с 13 января текущего года – она направлена на лечение в стационарных условиях, необходимо учесть следующее. Истечение срока трудового договора (за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения) является самостоятельным основанием его прекращения, закрепленным пунктом 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ. Данное основание не входит в число оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя, которые указаны в части первой статьи 81 данного Кодекса. При этом проявление инициативы непосредственно завершения трудовых отношений лишь одной из сторон – как правило, работодателем – не превращает прекращение трудового договора в связи с истечением срока его действия в расторжение трудового договора по инициативе соответствующей стороны.

Поэтому на работника, трудовой договор с которым прекращается с истечением срока его действия, не распространяются гарантии, закрепленные законодательством для случаев увольнения с работы по инициативе работодателя. Это касается, в частности, запрета на расторжение трудового договора с работниками в период временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске, который установлен частью шестой статьи 81 Трудового кодекса РФ. Необходимо подчеркнуть, что данный запрет установлен лишь для случаев увольнения с работы по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) и не относится к случаям прекращения трудового договора по любому иному из числа предусмотренных законодательством оснований увольнения с работы, в том числе в связи с истечением срока трудового договора.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».