Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N6 / 2013

Гарантии и компенсации «чернобыльцам»

Л.П. Фомичева,
аудитор

 

1986–1987 гг. военнослужащие, работники милиции, пожарные и работники других профессий участвовали в аварийных работах на Чернобыльской АЭС.

Основным документом, регулирующим порядок предоставления льгот и компенсаций лицам, подвергшимся  воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон, Закон о чернобыльцах).

Статья 13 Закона содержит закрытый перечень лиц, имеющих право на льготы и гарантии, установленные Законом о чернобыльцах. Льготы по каждой категории лиц установлены отдельными статьями закона.

Например, для получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы (перечислены в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона) льготы перечислены в статье 14 Закона. Так, им гарантируется:
- доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Эта доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности;
- выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС, независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт;
- преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации;
- обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию, и др.

Часть этих льгот предоставляется также согласно статье 15 Закона о чернобыльцах гражданам, перечисленным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона. Это граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986–1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986–1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988–1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.

В пункте 6 части первой статьи 13 Закона перечислены граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития. Для них льготы установлены статьей 17 Закона о чернобыльцах.

Тем, кто живет в непосредственной близости от АЭС, льготы установлены статьями 18–21 Закона и они зависят от зоны проживания людей.

Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 г. и в последующие годы (пункт 11 статьи 13 Закона о чернобыльцах), имеют право на меры социальной поддержки, указанные в статье 22 Закона о чернобыльцах.

Обращаем внимание, что согласно статье 5 Закона о чернобыльцах все меры социальной поддержки этих граждан являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В данной статье мы рассмотрим только те гарантии и компенсации, которые должен знать кадровый работник. Те социальные гарантии, которые предоставляются в органах социальной защиты или администрацией региона, детально в данном материале мы рассматривать не будем.

Специальные документы
Как известно, работодателю запрещается требовать от претендента на вакантную должность документы помимо предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Вместе с тем в исключительных случаях работодатель вправе с согласия работника потребовать от него предъявления дополнительных документов, содержащих информацию о персональных данных работника. Такое требование может быть вызвано в том числе гарантиями,  компенсациями или льготами, которые полагаются работнику-«чернобыльцу».

Совместным приказом МЧС России № 728, Минздравсоцразвития России № 832, Минфина России № 166н от 08.12.2006 утвержден Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы. Поэтому если работник претендует на гарантии, компенсации или льготы, то кадровый работник вправе требовать предъявления работодателю  соответствующего удостоверения. Удостоверение дает гражданам право на меры социальной поддержки с момента его предъявления.

Копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки, должна быть заверена в установленном порядке. По правилам статьи 77 Закона РФ от 11.02.1993 № 4462-I «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» ее заверяет нотариус. В противном случае вместе с копией придется представить оригинал удостоверения.

Дополнительные отпуска
Кадровый работник при составлении графика отпусков должен помнить о чернобыльцах. Дело в том, что им положены дополнительные отпуска, а анализ положений статей 122–123 Трудового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что включение в график отпусков планируемых периодов дополнительного отпуска обязательно.

В части первой статьи 116 Трудового кодекса РФ установлено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются в ряде случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Законом о чернобыльцах (статьи 14, 18, 19 и 20) предусмотрено предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (пункт 5 статьи 14 Закона о чернобыльцах). Причем этот отпуск предоставляется в удобное работнику время, продолжительностью 7 календарных дней гражданам, которые постоянно проживают (работают) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 4 статьи 19 Закона о чернобыльцах).

То есть работодатель обязан предоставить перечисленным категориям граждан дополнительный оплачиваемый отпуск. И предоставление таких дополнительных отпусков «чернобыльцам» относится к возмещению вреда, причиненного повреждением здоровья.

Но должен ли такие отпуска оплачивать работодатель, или он обязан предоставить их в натуре?

Как мы уже говорили выше, в статье 5 Закона о чернобыльцах сказано, что меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами РФ. Поэтому его оплачивает не работодатель, а органы социальной защиты населения, уполномоченных органом государственной власти субъекта РФ, за счет средств федерального бюджета. Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление,  предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам,  подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2007 № 136.

Чтобы дополнительный отпуск оплатили, работник должен представить в орган защиты населения по месту жительства следующие документы:
- заявление об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска (с указанием реквизитов  организации федеральной почтовой связи по месту жительства получателя и его почтовый адрес либо реквизиты счета, открытого им в кредитной организации);
- копию удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки;
- справку о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы и периода, за который предоставляется отпуск, подписанную руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровкой подписей) и заверенную печатью. Средний заработок определяется на условиях статьи 139 Трудового кодекса РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. Форма такой справки не унифицирована, каждый работодатель составляет ее самостоятельно, с учетом требований о наличии обязательных реквизитов.

Кроме этого, как показывает практика, дополнительно может потребоваться копия приказа о предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска.

Подавшему в орган соцзащиты вышеназванные документы работнику там должны начислить отпускные.

Территориальный орган Федерального казначейства на основании списков получателей перечисляет соответствующие средства в организацию федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем в кредитной организации.

Таким образом, работодатель должен предоставить такой отпуск в натуре, а оплачивать его не обязан.

Отметим также, что, подавая на работника персональные сведения о стаже работ в ПФР на дополнительный отпуск гражданам, подвергшимся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС, работодатель обязан кодировать кодом «ЧАЭС» как неоплачиваемый и не включаемый в страховой стаж период.

Учитывая, что оплата дополнительного оплачиваемого отпуска осуществляется органом  социальной защиты вне рамок трудовых отношений, данные выплаты не облагаются страховыми взносами во внебюджетные фонды (часть 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского  страхования», письмо ФСС от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985), а также налогом на доходы физических лиц (абзац 2 пункта 3 статьи 217 НК РФ, письмо Минфина России от 23.07.2010 № 03-04-05/10-413).

Граждане, проживавшие в затронутых радиоактивным загрязнением местностях, выезжавшие из них и впоследствии возвратившиеся для постоянного проживания, не должны лишаться ранее предоставленных им льгот в виде ежемесячных денежных выплат и дополнительного отпуска. Это подтверждено Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2012 № 23-П «По делу о проверке конституционности пунктов 1, 2 и 4 части второй статьи 19 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданки Т.С. Чаплыгиной».

Все эти особенности следует помнить кадровому работнику и при подсчете денежной компенсации за все неиспользованные отпуска при увольнении «чернобыльца» (статья 127 Трудового кодекса РФ). Такие сотрудники должны использовать свой дополнительный отпуск по назначению, и предоставление компенсации для них работодателем не предусмотрено законодательством. Работник-«чернобылец», не желая при увольнении лишиться оплаты дополнительного отпуска, может загодя подать работодателю заявление о предоставлении отпуска (ежегодного основного вместе с дополнительным) с последующим увольнением. В этом случае, как и предусмотрено общим порядком, сумму оплаты дополнительного отпуска он получит из средств федерального бюджета, обратившись с соответствующим заявлением в орган социальной защиты населения.

Дополнительное вознаграждение за выслугу лет
Пунктом 5 статьи 18 Закона о чернобыльцах предусмотрена выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне и степени ее радиоактивного загрязнения гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение.

По данной выплате следует руководствоваться Положением о порядке выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам организаций, независимо от организационно-правовой формы, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1993 № 101.

Как и оплату дополнительного отпуска, оплату вознаграждения за выслугу лет производит орган социальной защиты населения по месту жительства гражданина за счет средств федерального бюджета.

Непрерывный стаж работы для выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет определяется комиссиями по установлению трудового стажа, создаваемыми в организациях, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Состав комиссии утверждается руководителем организации.

Основным документом для определения непрерывного трудового стажа для начисления дополнительного вознаграждения за выслугу лет является трудовая книжка.

Выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет носит заявительный характер. Для ее оформления гражданин должен обратиться в органы социальной защиты населения по месту жительства с соответствующим заявлением. Совместно с заявлением должен быть представлен пакет документов, включающий в себя:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- надлежащим образом заверенная копия удостоверения, дающего право на получение мер социальной поддержки;
- справка с места работы с указанием стажа работы, дающего право на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет, периода, за который выплачивается это вознаграждение, и его размера, подписанная руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровками подписей) и заверенная печатью.

Необходимо обратить внимание заинтересованных лиц, что заявление и указанные документы для получения дополнительного вознаграждения за выслугу лет должны представляться в орган социальной защиты населения ежегодно, в срок до 15 февраля.

На основании представленных документов и заявления орган социальной защиты населения в течение 10 дней с момента подачи заявления принимает решение о выплате дополнительного вознаграждения за выслугу лет либо об отказе в выплате указанного вознаграждения.

Продолжение статьи читайте в журнале «Кадры предприятия» №6/2013

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».