Н.В. Пластинина,
Специалист по трудовым спорам
В силу статьи 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ федеральный законодатель имеет право вводить ограничения прав некоторых категорий граждан на занятие трудовой деятельностью в определенных сферах.
В соответствии со статьей 53 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании» особенности занятия педагогической деятельностью устанавливаются Трудовым кодексом РФ.
Помимо различных особенностей в регулировании труда педагогических работников, Трудовым кодексом РФ установлены некоторые ограничения на работу в образовательном учреждении. В Трудовом кодексе РФ содержится всего две нормы, содержащие запреты и ограничения: статьи 331 и 351.1 Трудового кодекса РФ.
Введение запрета на трудовую деятельность в сферах, объектом которых являются отношения с участием детей, согласуется с Конвенцией о правах ребенка 1989 года, согласно статье 19 которой государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (Российская Федерация – участник Конвенции с 1990 года (постановление Верховного Совета СССР от 13.06.1990 № 1559-1 «О ратификации Конвенции о правах ребенка»).
Установление законодателем ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних для лиц, имеющих или имевших судимость, обусловлено спецификой осуществления мероприятий, связанных с отдыхом и оздоровлением детей в оздоровительных лагерях, которые, прежде всего, направлены на защиту общественных интересов, а также прав несовершеннолетних от посягательств на их нравственность, психическое и физическое здоровье, половую неприкосновенность, что не может рассматриваться как несоразмерное ограничение, которое не согласуется с предписаниями части 3 статьи 55 Конституции РФ.
Ограничения и запреты по закону
Статья 331 ограничивает право некоторых лиц на занятие педагогической деятельностью:
Во-первых, закрепляя минимум уровня знаний для занятия педагогической деятельностью. Так, к данной деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ (часть первая статьи 331 Трудового кодекса РФ).
Во-вторых, устанавливая запрет на занятие педагогической деятельностью (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ) для:
- лишенных права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
- имеющих неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
- признанных недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющих заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. Следует отметить, что специального перечня заболеваний, при наличии которых запрещено вести педагогическую деятельность, не принято. В данном случае для регулирования вопроса пока применяют «Перечень социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715.
А сравнительно недавно введенная статья 351.1 Трудового кодекса РФ (введена Федеральным законом от 23.12.2010 № 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 23.12.2010 № 387-ФЗ) устанавливает запрет на любую деятельность в сфере образования для некоторых лиц.
Согласно данной норме к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения,
социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица:
- имеющие или имевшие судимость;
- подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
Вопросы проверки сведений о судимости
Устанавливая ограничения на работу в образовательных учреждениях, законодатель предусмотрел и обязанность работодателя по проверке информации о наличии у работника (в том числе будущего) судимости или даже просто факта уголовного преследования. Однако алгоритм проверки будет разным на разных этапах отношений сторон.
Проверка при приеме на рботу
С вопросом о проверке сведений о
судимости при приеме нового педагога или любого сотрудника в образовательное учреждение все предельно понятно. Часть первая статьи 65 Трудового кодекса РФ в пакете документов, предъявляемых кандидатом на работу при приеме, предусматривает и представление им справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
Указанная справка требуется к представлению только при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
Таким образом, при приеме на работу возможно развитие трех вариантов событий:
1) работодатель будет обладать информацией об отсутствии судимости (или факта уголовного преследования) на основании предоставленной кандидатом на работу справки, и сможет без нарушения закона и прав работника принять его на работу;
2) работник не представит требуемую справку, в связи с чем ему на законных основаниях работодатель откажет в приеме на работу.
3) работник представит фальшивую справку об отсутствии судимости и фактов уголовного преследования, на основании чего работодатель примет его на работу. При вскрытии в дальнейшем несоответствия информации из справки фактической информации, работодатель расторгнет трудовой договор с работником либо по пункту 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ (в связи с возникновением установленных Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности), либо по пункту 11 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ (в связи с представлением работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора).
Проверка в процессе работы
Работники бюджетных учреждений склонны долго работать у одного и того же работодателя. А поскольку указанные выше нормы появились в трудовом законодательстве сравнительно недавно, вероятность того, что в образовательном учреждении уже на момент начала действия вышеуказанных ограничений и запретов работали граждане, в прошлом привлекавшиеся к уголовной ответственности, очень велика. Как же теперь и закон соблюсти, и права работника не нарушить?
Для подобных случаев Минобрнауки РФ в своем письме от 23.12.2011 № МД-1703/03 дал рекомендации о порядке получения справки о наличии (отсутствии) судимости, в том числе погашенной и снятой, и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования работников детских образовательных учреждений. Указанным письмом рекомендовано получать указанную информацию в соответствии с «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», утвержденным приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121, согласно пунктам 23 и 50 которого справка о наличии (отсутствии) судимости предоставляется по запросу государственных или муниципальных органов. Указанный запрос направляется за подписью руководителя кадрового подразделения в информационные центры территориальных органов МВД России в виде списка лиц, подлежащих проверке на наличие (отсутствие) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращение уголовного преследования.
Таким образом, не сама школа или детский сад в лице директора проверяют безупречность репутации своих сотрудников, а, как правило, администрации районов города на основании списков, предоставленных их отделами образования.
Кроме того, правом проверки данной информации обладает и прокуратура в соответствии с полномочиями, предоставленными ей Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
По результатам проверки работодатель в зависимости от полученной информации принимает решение:
- продолжать трудовые отношения без изменений, поместив информацию об отсутствии судимости в личное дело сотрудника;
- расторгнуть трудовой договор с работником по пункту 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ либо по иному общему основанию (при его наличии, например, по собственному желанию работника).
Методы исполнения требований закона применяются не только работодателями при приеме на работу или в рамках плановой проверки. Довольно часто инициатором прекращения трудовых отношений выступает сам прокурор:
- с соответствующим предписанием о прекращении трудовых отношений.
- с соответствующим иском о понуждении образовательного учреждения расторгнуть трудовой договор (см. ниже практику споров).
Как вариант «очищения» учебных заведений от судимых педагогов в практике встречается и подача исков о признании незаконным бездействия образовательного учреждения по непрекращению трудовых отношений с судимыми педагогами и после установления факта судимости в совокупности с уже известным требованием об увольнении судимых педагогов по пункту 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ.
Продолжение статьи читайте в журнале «Кадры предприятия» № 7/2013
|