Д.Л. Щур,
главный редактор журнала
«Кадры предприятия»,
к.э.н.
Интеграция российской экономики в международное экономическое пространство, процессы глобализации, интенсификация миграции, стремительное изменение технологий и усиливающаяся конкуренция оказывают серьезное влияние на рынок труда. Если до начала 1990 годов в нашей стране работник, получивший профессиональное образование, работал по полученной специальности всю трудовую жизнь, то сейчас он вынужден с определенной регулярностью менять не только сферы применения своих способностей к труду, но и само содержание труда.
Помимо этого он для удовлетворения потребностей работодателя в трудовом ресурсе должен обладать компетенциями, позволяющими ему гибко реагировать на изменяющийся рынок труда: уметь применять свои знания в новых трудовых ситуациях; получать новые знания, необходимые для такого выполнения трудовых функций, качество которых максимально удовлетворяло бы работодателя и находило адекватное выражение в оплате; непрерывно формировать навыки, требуемые для решения новых производственных и управленческих задач. Система же отечественного профессионального образования, а также связанная с ней система регламентации требований к компетенциям и трудовым функциям продолжает оставаться статичной, ориентированной на получение академических «идеальных» знаний и формирование таких же «идеальных» компетенций.
Разрыв между потребностями рынка труда и уровнем профессионального образования, получаемого в образовательных учреждениях, вынуждает работодателей либо долго ждать адаптации молодого работника, не получая ожидаемого трудового эффекта, либо вкладывать дополнительные средства в его «доучивание» на месте. Ситуацию усугубляет дефицит рабочей силы вообще и подготовленных российскими образовательными учреждениями квалифицированных кадров, в частности.
В таких условиях Россия, следуя опыту европейских и других стран, обратила свое внимание на формирование профессиональных стандартов, адекватно отражающих потребности рынка и указывающих сфере образования на те знания и умения, которые обучающийся должен получить для достижения необходимых на современном рынке труда показателей.
На XI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы бизнес-образования», прошедшей в Минске 19.04.2012, было зафиксировано, что в настоящее время процесс разработки или внедрения национальных рамок квалификации охватывает уже более 120 стран мира.
Государства – члены Европейского союза (ЕС) договорились о создании Европейской рамки квалификаций (European Qualifications Framework – далее ЕРК) по рекомендации «On the establishment of the European Qualifications Framework for lifelong learning», принятой Европейским парламентом и Советом 23.04.2008 (2008/C111/01).
Европейская рамка квалификаций представляет собой общую систему координат в ЕС, которая помогает сравнить национальные системы квалификаций и их уровни (рис. 1).
Этот принцип уже был использован в области образования (Болонская система) и нашел продолжение в профессиональной квалификации.
Болонская декларация 1999 года способствовала мобильности и прозрачности в ЕС в области образования. После запуска Болонского процесса в высшем образовании аналогичные действия были предприняты в области профессиональной подготовки.
ЕРК стремится связать национальные системы квалификаций разных стран в общей европейской рамке. При этом работникам и работодателям использование ЕРК позволяет понять и сравнить уровни квалификаций разных стран и разных систем образования и обучения.
Именно поэтому ЕРК имеет важное значение для развития европейского рынка занятости.
Делая компетенции и квалификации более понятными, ЕРК является инструментом для продвижения непрерывного обучения.
Эта структура охватывает как высшее образование, так и профессиональную подготовку. Она позволяет гражданам ЕС получить соответствующую информацию об их компетенции и квалификации.
Повышение прозрачности квалификаций дает возможность выбора в зависимости от ценности квалификации и расширяет возможности работодателей в оценке профиля кандидата, а также дает представление о содержании и актуальности квалификации на рынке труда. Образование и учебные заведения также могут сравнивать профиль и содержание своих курсов для обеспечения качества образования.
Принятие ЕРК увеличивает мобильность работников и студентов – ЕРК позволяет им работать в остальных государствах - членах ЕС, когда их дипломы признаются за пределами страны – места выдачи. Этот инструмент способствует гибкости в смене работы и обучения на пожизненной основе.
Функционирование и реализация
ЕРК является инструментом проведения оценки профессионального уровня на основе изучения результатов, а не в зависимости от продолжительности обучения. Главными дескрипторами основного уровня являются:
1) навыки;
2) компетенции;
3) знания.
Основным элементом ЕРК представляет собой набор из 8 контрольных уровней описания того, что работник знает, что он понимает и что он умеет делать, независимо от системы, в которой была присвоена квалификация.
В отличие от систем, которые гарантируют академическое признание, основанное на продолжительности обучения, ЕРК охватывает обучение в целом, в частности, обучение, которое происходит вне формального образования и учебных заведений.
Начиная с 2012 года все новые квалификации, полученные в учебных заведениях ЕС, автоматически относятся к одному из 8 уровней квалификации в ЕРК.
Уровни национальных квалификаций размещены на одном из центральных контрольных уровней начиная с базового (уровень 1) до продвинутого (уровень 8). Это значительно облегчает сравнение национальных квалификаций, а также означает, что граждане ЕС не должны повторно проходить обучение, если они переезжают в другую страну. |