Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2011 год | Статьи из номера N1 / 2011

Изучение направлений активизации выпускников вузов по поиску работы по специальности и служб по их трудоустройству

Л.В. Баумгартен,

старший научный сотрудник, доцент,
доцент Российского государственного
социального университета, к.т.н.

Получаемое в высшей школе студентами образование предполагает их последующее трудоустройство по выбранной специальности. Однако из-за несоответствия запросов рынка труда и превышающего эти запросы предложения высшей школой выпускников по многим специальностям, а также из-за неспособности выпускников донести до работодателя весь объем знаний, полученных за время обучения в вузе, выпускники теряют свои возможности трудоустройства по полученной специальности. Федеральные агентства по трудоустройству не в состоянии охватить все нюансы возможных направле­ний будущей деятельности выпускников в рамках конкрет­ной полученной ими специальности и не всегда могут пред­ложить выпускникам подходящее для них место работы.

Опрос, проведенный в различных регионах России независимым рейтинговым агентством «РейтОР», на базе 1600 выпускников вузов 2007 года, показал, что из числа респондентов только 23% точно будут работать по специальности, 3% трудиться по специальности не будут, а 18% заявили, что скорее всего не станут работать по полученной специальности.

В связи с наблюдаемыми в настоящее время кризисными явлениями в экономике нашей страны существенно снижа­ются объемы производства и возрастает уровень безработицы.

Угроза безработицы особенно коснется выпускников вузов, которые, несмотря на предпринимаемые государством меры, остаются наиболее незащищенной в социальном отношении категорией населения. В этих условиях еще более снижается возможность трудоустройства выпускников вузов, особенно по получаемой в вузе специальности.

Поэтому в современных условиях весьма актуальным становится решение проблем, связанных с активизацией самих выпускников вузов по поиску работы по специальности, активизацией работы подразделений вузов по трудоустройству своих выпускников, а также с активизацией работы федеральных служб занятости по трудоустройству выпускников.

Рассмотрим одно из возможных на­правлений активизации самих выпускников по поиску работы по специальности, а также активизации работы указанных выше подразделений и служб по их трудоустройству.

Для этого проанализируем всю совокупность фундаментальных дисциплин специальности и дисциплин специализации, изучаемых студентами выпускниками в институте, в рамках конкретной специальности с целью:

  • выявления возможных направлений их будущей профессиональной деятельности;
  • приоритетности этих направлений деятельности для конкретных выпускников, что будет способствовать активизации выпускников при их трудоустройстве по специальности;
  • приоритетности этих направлений деятельности для представительной выборки выпускников для предоставления полученных данных подразделениям и службам по трудоустрой­ству выпускников;
  • рассмотрения всей совокупности изучаемых дисциплин с целью определения их достаточности или не полной достаточности для данной специальности;
  • выявления отношения студентов к изучаемым дисциплинам, что создает возможность корректировать процесс обучения.

Все предметы, изучаемые студентами на протяжении 5 курсов обучения в РГСУ, согласно учебным планам по всем возможным специальностям, делятся на:

  • общегуманитарные и социально-экономические дисциплины;
  • естественно-научные дисциплины;
  • фундаментальные дисциплины специальности;
  • дисциплины специализации. Рассмотрение совокупности перечисленных дисциплин позволяет с учетом объема работы студентов по данным дисциплинам установить возможные направления будущей профессиональной деятельности выпускников РГСУ.

Изучение возможных направлений будущей профессиональной деятельности выпускников РГСУ осуществлялось на примере группы студентов 5-го курса специальности «Управление персо­налом». С учетом фундаментальных дисциплин специальностей и дисциплин специализации была разработана индивидуальная анкета студента «Выявление направлений будущей профессиональной деятельности», где были отражены 30 дисциплин с соответствующими направлениями возможной будущей дея­тельности выпускников. Отдельным столбцом в анкете было выделено мес­то дисциплины, на которую студент дол­жен был указать, проставив одну из цифр от 1 до 30 по каждому направлению де­ятельности, приведенному в анкете, с учетом собственного отношения к каж­дому данному направлению деятельности. Цифра 1 указывала на наибольшую предпочтительность студентом данной дисциплины и соответствующего на­правления деятельности, а цифра 30 — на наименьшую предпочтительность. Анкета студента практически не отли­чалась от содержания табл. 1 с той лишь разницей, что она предназначалась для заполнения каждым студентом.

Анкета была роздана 25 студентам отмеченной группы. Полученных запол­ненных анкет оказалось 20, т. е. возврат анкет составил 80%.

Результаты опроса студентов и об­работки полученных анкет представле­ны в табл. 2., в ней отражены усреднен­ные результаты группового опроса.

centre

centre

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».