Коментарий к Федеральным за
конам от 08.12.2010
№ 348-ФЗ «О внесении
изменений в Федераль
ный закон «Об обяза
тельном социальном
страховании от несчаст
ных случаев на произ
водстве и профессио
нальных заболеваний»,
от 29.11.2010 № 313-ФЗ
«О внесении изменений
в отдельные законода
тельные акты Российс
кой Федерации в связи
с принятием Федераль
ного закона «Об обяза
тельном медицинском
страховании в Россий
ской Федерации», от
08.12.2010 № 331-ФЗ
«О страховых тарифах
на обязательное соци
альное страхование от
несчастных случаев на
производстве и профес
сиональных заболева
ний на 2011 год и на
плановый период 2012
и 2013 годов»
Законодательство об обязательном социальном стра
ховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний модернизируется
вслед за обновлением общего законодательства о социаль
ном страховании.
01.01.2011 вступили в силу изменения, внесенные в Феде
ральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на произ
водстве и профессиональных заболеваний»* сразу двумя
федеральными законами.
Первый блок изменений внесен в Федеральный закон
№ 125-ФЗ Федеральным законом от 08.12.2010 № 348-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об обяза
тельном социальном страховании от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний». Их
можно разделить на две группы: технические и принци
пиальные.
К техническим можно отнести сквозное исключение по
тексту Федерального закона слова «контракт» как разновид
ности трудового соглашения. Такое решение законодателя
представляется непоследовательным, поскольку, напри
мер, Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муни
ципальной службе в Российской Федерации», принятый
спустя 5 лет после вступления в силу Трудового кодекса РФ,
оперирует понятием трудового (контракта) как основания
осуществления гражданами деятельности на должностях
муниципальной службы, то есть муниципальными служба
щими. Отношения между государственным органом и госу
дарственным гражданским служащим в соответствии с
Федеральным законом от 24.07.2004 № 79-ФЗ «О госу
дарственной гражданской службе Российской Федерации» возникают и реализуются на основании
служебного контракта. С учетом изло
женного такая юридико-техническая, на
первый взгляд, правка может обусловить
постановку вопроса о страховании в соот
ветствии с нормами Федерального закона
№ 125-ФЗ государственных служащих и
муниципальных служащих, ответ на
который будет постигаться через анализ
норм данного Федерального закона и
других федеральных законов в совокуп
ности и их системной связи.
Как следовало из пояснительной
записки к проекту федерального зако
на «О внесении изменений в Феде
ральный закон «Об обязательном со
циальном страховании от несчастных
случаев на производстве и професси
ональных заболеваний», он был под
готовлен с целью унификации объекта
и базы для начисления страховых
взносов, подлежащих уплате в Фонд
социального страхования РФ по дан
ному виду обязательного социального
страхования, с соответствующими объ
ектами и базой, предусмотренными
Федеральным законом от 24.07.2009
№ 212-ФЗ «О страховых взносах в Пен
сионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Россий
ской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхова
ния и территориальные фонды обяза
тельного медицинского страхования».
Вносимые законопроектом измене
ния уточняют понятия «объект обложе
ния страховыми взносами», «база для
начисления страховых взносов», «стра
ховой тариф» и вводят понятие «зарабо
ток застрахованного» по аналогии с нор
мами, предусмотренными Федеральным
законом № 212-ФЗ.
Так, в соответствии с новой редак
цией абзаца тринадцатого статьи 3
Федерального закона № 125-ФЗ под
страховым тарифом в целях данного
Федерального закона понимается став
ка страхового взноса, исчисленная
исходя из сумм выплат и иных воз
награждений, начисленных в пользу
застрахованных по трудовым договорам
и гражданско-правовым договорам и
включаемых в базу для начисления
страховых взно-сов в соответствии со
статьей 20.1 данного Федерального зако
на. В свою очередь, согласно абзацу
девятнадцатому статьи 3 Федерального
закона № 125-ФЗ под заработком застра
хованного лица понимаются все виды
выплат и иных вознаграждений (как по
основному месту работы, так и по сов
местительству) в пользу застрахован
ного, выплачиваемых по трудовым дого
ворам и гражданско-правовым договорам
и включаемых в базу для начисления
страховых взносов в соответствии со
статьей 20.1 настоящего Федерального
закона.
Изменение, вносимое в абзац пер
вый пункта 2 статьи 12 Федерального
закона № 125-ФЗ, представляется не
вполне корректным, поскольку в резуль
тате изложения первого предложения
абзаца исключается регулирование
вопроса расчета размера утраченного
застрахованным заработка в части уче
та всех видов оплаты труда как по мес
ту основной работы, так и по совмести
тельству, на которые были начислены
страховые взносы. При этом вносимое
в предложение первое дополнение
полностью воспроизводит содержание
второго предложения, и, таким обра
зом, возникает дублирование норм.
Проиллюстрируем сказанное с помо
щью табл. 1.

Согласно новой редакции абзаца четвертого пункта 2 статьи 12 Федерального
закона № 125-ФЗ при исчислении среднемесячного заработка застрахованного,
направленного страхователем для работы за пределы территории Российской Феде
рации, учитываются как суммы заработка по основному месту работы, так и суммы
заработка, начисленные в иностранной валюте (если на них начислялись страховые
взносы), которые пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Россий
ской Федерации, установленному на день назначения ежемесячной страховой
выплаты.
К группе принципиальных изменений следует отнести дополнение Федерально
го закона № 125-ФЗ новыми статьями 201 и 202.
Согласно статье 201 объектом обложения страховыми взносами по обязатель
ному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профес
сиональных заболеваний признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачи
ваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и
гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым дого
вором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для
начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграж
дений, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм,
указанных в статье 202 данного Федерального закона. Из данной нормы вытекает
следующая новация — перечень выплат, на которые не начисляются указанные взно
сы с 01.01.2011, теперь будет определяться не в соответствии с постановлением Пра
вительства РФ от 07.07.1999 № 765 «О Перечне выплат, на которые не начисля
ются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации»,
а в соответствии с нормами непосредственно Федерального закона № 125-ФЗ.
В этой связи представляется целесообразным не только проанализировать содер
жание перечня сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами по обяза
тельному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и про
фессиональных заболеваний, но и сравнить его с ранее действовавшим.
Полную версию статьи читайте в журнале "Кадры предприятия №1/2011" |