Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2011 год | Статьи из номера N12 / 2011

Новая специальность – внутренний контролер

И.А. Киселева,
эексперт журнала
«Кадры предприятия»

Ожидается, что в 2012 году будет одобрен законопроект федерального закона «О бухгалтерском учете» (далее – законопроект), который Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение в Государственную Думу еще 2 июня прошлого года. В соответствии с ним предприятия, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, будут обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной деятельности, отражаемых в бухучете(1).

По сути, речь идет о новой должности под названием «внутренний контролер». Бухгалтеры со стажем могут сказать, что такое уже было. Только в недавнем прошлом эта должность называлась «ревизор». Однако сейчас законы стали жестче, а проверяющие требовательнее. Поэтому отсутствие внутреннего контроля в сфере бухгалтерского учета может привести к штрафным санкциям. В связи с этим лучше поддержать законодателя и будущих проверяющих, рекомендации которых зачастую, как ни странно, редко исполнялись.

Внутренний контроль как таковой существует на многих предприятиях и сегодня. Он касается разных сфер деятельности предприятия. Так, по статье 295 Гражданского кодекса РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, обязан осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

При этом сам руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации(2).


(1) Пункт 2 статьи 19 Законопроекта.
(2) Статья 276 Трудового кодекса РФ.


Контроль (проверка) в области бухучета представляет собой систему мер по документальной проверке законности и обоснованности совершенных в определенном периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера и иных лиц, на которых возложена ответственность за их осуществление и отражение.

Главная цель такой работы – это принятие предупредительных мер еще до начала проверки соблюдения законодательства РФ фискальными органами.

Такую работу ведут отделы внутреннего контроля и (или) внутреннего аудита там, где они уже есть. Поскольку эти отделы – дело, в общем-то, добровольное, в связи с предстоящими изменениями бухгалтерского законодательства попробуем разобраться в тонкостях контроля бухучета внутри самой организации, предприятия.

Общие характеристики профессии

На первый взгляд профессия «внутренний контролер» сродни работе внутреннего аудитора, цели и задачи которого знакомы многим. Однако основные направления работы аудитора и контролера все-таки различаются, тем более что в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37) в настоящее время контроль расходования фонда оплаты труда, правильности расчетов по оплате труда работников, проведения инвентаризаций, порядка ведения бухгалтерского учета,  отчетности, а также проведения документальных ревизий в подразделениях организации возложен на главного бухгалтера, а не на внутреннего аудитора.

Следовательно, если законопроект будет утвержден, то со следующего года с изменением главного закона о бухучете изменится и должностная инструкция главного бухгалтера, так как вероятность того, что контроль всех фактов хозяйственной деятельности, подлежащих отражению в бухгалтерском учете, сможет осуществлять один и тот же человек, мала: самих себя контролировать вряд ли уместно.

Оценка преимуществ для предприятия от появления нового сотрудника, когда внутренний контроль бухучета будет обязательным, может осуществляться по трем основным критериям:
1) соотношение выгод и потерь для предприятия в целом;
2) соответствие его предусмотренных законом действий устоявшимся принципам и традициям;
3) соблюдение конфиденциальности и уважения к работникам бухгалтерии, работа которых будет подвергаться дополнительной проверке на предмет соблюдения бухгалтерского законодательства.

Поскольку деятельность аудитора осуществляется в рамках Федерального закона от 30.12.2008 №  307-ФЗ (далее – Федеральный закон № 307-ФЗ), логично рассмотреть отличия и сходства
между ними.

Аудитор – это физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (статья 4 Федерального закона № 307-ФЗ).

Внутреннему же контролеру не обязательно иметь какой-либо аттестат или сертификат. Очевидно, что будет достаточно соответствующего (высшего) образования. Этот вывод можно сделать из того же законопроекта, где требования к квалификации содержатся лишь к кандидатам в члены совета по стандартам бухгалтерского учета (пункт 7 статьи 25), главным бухгалтерам или должностным лицам, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета на предприятиях, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций). То же относится и к страховым организациям и негосударственным пенсионным фондам.

Основная задача аудитора – участие в независимой проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Законопроект также предполагает осуществление внутреннего контроля составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая формируется по данным бухгалтерского учета.

При этом под бухгалтерской (финансовой) отчетностью понимается, прежде всего, баланс и отчет о прибылях и убытках.

Надо отметить, что аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления – другими словами, налоговых органов. Просто фискал ищет причину для начисления штрафов бесплатно (платность образуется за счет налогов, поступающих от предприятий), а аудитор ищет поводы для их неначисления или снижения, причем за деньги, на которые он договорится провести такую работу для предприятия.

Получается, что внутренний контролер своими своевременными действиями может сократить время присутствия на предприятии таких нежелательных лиц, как налоговые инспекторы, и уменьшить сумму аудиторского договора, раз уж ни без того, ни без другого такому предприятию никак не обойтись.

Уже по названию «внутренний контролер» можно понять, что новый сотрудник будет работать в интересах одного предприятия, при этом помня и главного «заказчика» в лице государства.

Чтобы была возможность должным образом проверить работу главного бухгалтера, который считается вторым лицом предприятия, необходимо иметь достаточно высокую квалификацию. По нашему мнению, она будет тем выше, чем больше опыт не только бухгалтерской работы, но и ревизионной, аудиторской или налоговой. В любом случае при проведении контроля бухгалтерии следует оказать содействие внутреннему контролеру. И без соответствующих комментариев бухгалтерии своевременно и полно осуществить полноценную проверку бухгалтерского учета и отчетности, получить необходимую информацию и документацию, исчерпывающие разъяснения и подтверждения, которые могут быть предоставлены бухгалтерами как в устной, так и в письменной форме, не обойтись. При этом главными задачами внутреннего контролера будет являться контроль:
-  доступа к компьютерам, с которых осуществляется непосредственный ввод информации (пароли и прочие идентификационные процедуры). Эта процедура связана с тем, что в системе бухгалтерского учета должны отражаться только санкционированные операции, что определяется графиком документооборота и должностными инструкциями работников бухгалтерии. Например, исключительный доступ для ограниченного круга пользователей устанавливается на предприятиях по участку заработной платы, закрытия некоторых счетов (в основном по счетам формирования себестоимости, готовой продукции и финансовых результатов) и составления итоговой отчетности;
-  соответствия выполняемой бухгалтерами работы содержанию внутрифирменных должностных инструкций, профессиональной подготовки. Нередко происходит так, что по должностной инструкции бухгалтер должен обеспечить лишь ввод и первичную обработку информации по своему участку учета. А на деле большую часть времени он вынужден заниматься сверкой расчетов с контрагентами предприятия, чтобы заполучить необходимые ему документы только из-за того, что контактное лицо предприятия (экспедитор или снабженец) не может объяснить, какой документ и в каком виде требуется бухгалтерии. Это непроизводительное время для бухгалтера и потеря качества учета для самого предприятия;
-  обеспечения конфиденциальности и сохранности всех учетных документов (первичных документов, договоров, переписки) и данных бухгалтерских регистров. Как известно, создание документированной информации об объектах, предусмотренных бухгалтерским законодательством, охватывает разные области, в том числе налоговую и коммерческую тайну.

Напомним, что налоговая тайна связана с данными налогового учета, а коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (см. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», далее – Федеральный закон № 98-ФЗ).

Таким образом, к коммерческой тайне относятся и содержание регистров бухучета, и внутренняя финансовая отчетность.

Не относятся к секретам предприятия сведения о численности, составе работников, системе оплаты труда, задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам и др. Если же организация некоммерческая, то коммерческой тайной не будут также размеры и структура ее доходов,
размер и состав их имущества, расходы, численность, оплата труда их работников и т.д. (статья 5 Федерального закона № 98-ФЗ).

Обращаем ваше внимание на то, что сама заработная плата, ее размер могут стать предметом коммерческой тайны любого предприятия. А это значит, что контролер может иметь к ней ограниченный доступ или не иметь вообще. Это связано с тем, что в случае, если информация носит статус коммерческой тайны, то ознакомление определенных лиц с такой информацией может быть только с согласия ее обладателя, то есть работодателя.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».